Образование прилагательных от существительных

21. «Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка

грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («ка­кой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

22. «Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образецответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Примерный речевой материал:

Как назвать борца за силу? ...

Как назвать «волшебное царство» за сон? ...

Как назвать песню, если она вызывает тоску? ...

Как назвать ворону за крик? ...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех? ...

Как назвать фильм, если он вызывает скуку? ...

Как назвать мальчика за драку? ...

Как сказать про носок, если он с дыркой? ...

Как назвать девочку, если у нее кудри? ...

Как назвать человека, если он делает людям добро? ...

Как назвать человека, если он делает людям зло? ...

Как назвать лежебоку за лень? ...

Как назвать книгу, если она вызывает печаль? ...

23. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке предложения с правильными и неправильными при­лагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес предложение, содержащее неправильное слово.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке предложения с правильными и неправильными при­лагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

Примерный речевой материал:

По лесу бродит голоденныйволк. За окном очень шумная улица.

На улице льет силовойдождь. Сегодня чудесный морозновыйдень. Мальчик не хочет есть холодный суп. Малыш вернулся с прогулки весь грязенный.Мама готовит полезновуюпищу. Я услышал очень тоскливую песню. Наступила сырая дожденнаяосень. На опушку выскочил трусостныйзаяц. Во дворе жил очень драчливый мальчик.

3-й вариант. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которо­го оно должно быть образовано. Детям необходимо ис­править ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льет осень дождь — на ули­це льет осенний дождь.

Примерный речевой материал:

Папа купил сыну футболмяч.

Наступил первый лето день. На улице стоит солнцепогода.

Над домом летит воздух шар. В вазе стоят полецветы.

Повар сварил яблокикомпот. Дети слепили снегбабу.

Мама приготовила овощисалат.

24. «Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рас­смотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»).

Образец ответа: сумка мамы — чья это сумка? — ма­мина сумка.

Примерный речевой материал:

платок тети; костюм дяди; газета папы; очки бабуш­ки; книга дедушки; дом кошки; галстук отца; хвост крокодила.

25. «Доктор Айболит».

Логопед рассказывает детям историю о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и пред­лагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

Примерный речевой материал:

лисий зуб; медвежий зуб; олений зуб; беличий зуб; заячий зуб.

26. «Прятки».

Логопед сообщает детям, что животные решили по­играть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне раз­мещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто иг­рает в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова — лиса играет в прятки.

Примерный речевой материал:

голова — рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медве­жья, заячья, беличья, волчья;

хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

27. «Рассеянный ученик ».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все пе­репутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т. д. Детям демонстрируются картинки неле­пицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить •чип,

Образец ответа: Это волк, но у т-.-<. \ должен быть волчий.

Примерный речевой материал

хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павли­ний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова — козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павли­нья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище — козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, пав­линье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

28. «Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображе­нием жилища животных и предлагает определить, чье это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

29. «У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Образец ответа: у волка волчья шуба.

Примерный речевой материал:

лисья шуба, заячья шуба, медвежья шуба, беличья шуба,

оленья шуба, волчья шуба.

30. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладо­ши, если они услышат, что логопед произнес словосоче­тание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправиль­но, назвав верный вариант.

Примерный речевой материал:

папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвединое ухо, птичин клюв, беличье дупло.

31. «Чья голова?»

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением животных (птиц) и их голов. Логопед, ука­зывая на картинки, предлагает детям определить и на­звать одним словом, чья это голова.

Примерный речевой материал:

лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.

32. «Назови правильно листья».

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением деревьев и листьев. Логопед предлагает де­тям одним словом назвать лист каждого дерева.

Образец ответа: лист дуба — дубовый.

Примерный речевой материал:

ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, березовый,

липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

33. «Мастера-умельцы».

Логопед предлагает детям побыть мастерами-умель­цами и изготовить предметы из разного материала. Де­тям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготовлять.

Образец ответа: косинка из шелка — шелковая косынка.

Примерный речевой материал:

платок из пуха — пуховый платок; шкаф из дуба — дубовый шкаф; стол из березы — березовый стол; шуба из меха — меховая шуба; суп из гороха — гороховый суп; ваза из фарфора — фарфоровая ваза; сапоги из резины — резиновые сапоги; игрушка из пластмассы — пластмассовая иг­рушка; варенье из вишни — вишневое варенье; платье из ситца — ситцевое платье; приправа из перца — перцовая приправа; одеяло из ваты — ватное одеяло; сковорода из чугуна — чугунная сковорода; коробка из картона — кар­тонная коробка; печь из кирпича — кирпичная печь; бокал из хрусталя — хрустальный бокал; папка из бумаги — бу­мажная папка; хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб; ком из снега — снежный ком; повидло из яблок — яблочное повид­ло; сумка из кожи — кожаная сумка; свитер из шерсти — шерстяной свитер; костюм из льна — льняной костюм; кольцо из серебра — серебряное кольцо; дом из дерева — де­ревянный дом; стакан из стекла — стеклянный стакан; солдатик из олова — оловянный солдатик; крыша из соло­мы — соломенная крыша.

34. «Повар».

Логопед предлагает детям стать поварами и расска­зать, что можно приготовить из продуктов, которые на­зовет логопед.

Образец ответа: грибы — грибной суп. Примерный речевой материал:

лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земля­ника, брусника, молоко, овсяные хлопья.

35. «Подумай и составь сочетание из слов».
Логопед предлагает детям составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.

Образец ответа: зима и месяц — зимний месяц.

Примерный речевой материал:
осень и дождь... лето и отдых... утро и ветерок...

май и праздник... море и берег... зима и лес...

ночь и патруль... библиотека и книга... больница и халат... день и сон... берег и охрана... март и капель...

36. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Он предлагает помочь Незнайке, научив его про­износить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладо­ши, если они услышат словосочетание, звучащее непра­вильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправиль­но, назвав верный вариант.

Примерный речевой материал:

пухная подушка, капустовый лист, зимний день, снеговой ком, дубовый лист, мехная шуба, бумажный змей, черниковое варенье, соломная крыша, морская рыба.

37. «Сравни».

а. Логопед просит детей, сравнивая различные пред­меты и явления, образовать сравнительную степень при­лагательных.

Образец ответа: Бегемот сильный, а слон сильнее.

Примерный речевой материал:

Кофта теплая, а шуба... Пирог вкусный, а торт...

Ручей широкий, а река... Конфета сладкая, а мед...

Клюква кислая, а лимон... Червяк длинный, а змея... Кусты высокие, а деревья... Ветка тонкая, а прутик... Осенью ночи темные, а зимой... Машина едет быстро, а поезд...

б. Логопед просит детей сравнить предметы по высо­те: что ниже, что выше; по длине: что длиннее, что короче; но толщине: что толще, что тоньше.

Префиксальный способ образования

38. «Выполни инструкцию».

Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции.

Примерный речевой материал:

войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, пере­шагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.

39. «Покажи картинку».

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением предметов и людей. Логопед произносит пред­ложение и предлагает детям показать соответствующую картинку.

Примерный речевой материал:

Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома.

Птица влетает в клетку. Птица вылетает из клетки. Бабушка подходит к внуку. Бабушка отходит от внука. Мальчик приходит в магазин. Мальчик уходит из магазина. Машина съезжает с камня. Машина наезжает на камень. Утка подплывает к берегу. Утка отплывает от берега.

40. «Лото».

Детям раздаются картинки с изображением действий людей и предметов. Логопед произносит предложения и предлагает детям закрыть соответствующую картин­ку фишкой.

41. «Что общего?»

Логопед произносит ряд слов, выделяя голосом при­ставку, и предлагает детям назвать общую часть слова. Примерный речевой материал:

влететь, вбежать, впрыгнуть; выйти, выбежать, вы­лететь; прилететь, прибежать, принести; улететь, уйти, убежать; побежать, пойти, полететь; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; отбежать, отпрыгнуть ( от­скочить; перейти, перебежать, перепрыгнуть; зайти,' забежать, залететь; добежать, догнать, долететь.

42. «Чем отличаются слова?»

Логопед произносит ряд однокоренных слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям определить, чем отличаются слова.

Примерный речевой материал:

влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь;

побежать, подбежать, отбежать, перебежать, убежать; дойти, зайти, выйти, уйти, перейти, сойти; въехать, наехать, подъехать, заехать, отъехать, съе­хать, переехать.

43. «Составь предложения».

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением действий предметов и людей. Логопед назы­вает словосочетания и предлагает детям составить пред­ложения с ними.

Примерный речевой материал:

переходить через улицу; влетать в клетку; выбегать из дома; отъезжать от гаража; заходить за угол; подъез­жать к гаражу.

44. «Закончи слово».

Логопед произносит часть слова (приставку) и пред­лагает детям закончить слово, назвав его остальную часть. При затруднении дается образец.

Образец ответа: при — принести, пере — перейти.

Примерный речевой материал: в, вы, при, на, с, у, по, под, от, пере, за, до.

45. «Найди начало слова».

Логопед произносит бесприставочный глагол и пред­лагает подобрать к этому слову начало (приставку), ис­пользуя образец логопеда.

Образец ответа: бежать — прибежать, убежать, за­бежать.

46. «Закончи предложение».

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением действий предметов и людей. Логопед произ­носит предикативные сочетания и предлагает детям за­кончить предложение.

Примерный речевой материал:
Мальчик перебегает... Машина отъезжает...

Птица влетает... Бабушка выходит...

Лодка отплывает... Ребенок слезает...

Машина наезжает... Девочка подбегает...

47. «Добавь слово».

На наборном полотне располагаются картинки с изоб­ражением действий предметов и людей. Логопед произ­носит слово с предлогом и предлагает детям добавить другое, подходящее по смыслу. При затруднении дает­ся образец.

Образец ответа: в клетку влетать.

Примерный речевой материал:

через дорогу... от дерева...

к дому... от гаража...

в стакан... из чашки...

со стула... из коробки...

48. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел. Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Он предлагает детям помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном поряд­ке словосочетания с глаголом, не соответствующие норме, и нормативные и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес словосочетание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с глаголом, не соответствующие норме, и нормативные и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

Примерный речевой материал:

улететь к клетке, подноситьчерез дорогу, переходить

через улицу, войти в дом, переходитьиз дома, отходитьиз дома, влететьиз клетки, подлететьот клет­ки, подбежать к столу, зайти за угол, прилететьче­рез реку, наехатьс моста, съехать с горы, залезть под стол, забежатьот машины, подбежатьот стола.

49. «Цирк».

Логопед предлагает детям представить, что они по­шли в цирк на представление с дрессированными льва­ми. Демонстрируется макет арены цирка, на которой стоит тумба. Логопед производит действия с игрушеч­ным львом, каждый раз задавая вопрос: что сделал лев? Дети отвечают.

Примерный речевой материал: Алле! Что сделал лев? — запрыгнул на тумбу;

спрыгнул с тумбы; перепрыгнул через тумбу; подпрыгнул; впрыгнул в обруч; выпрыгнул из обруча.

50. «Сказочники»*.

Логопед предлагает детям придумать продолжение сказки про медведя, который жил в лесу. Логопед на­чинает сказку: «Жил-был медведь в лесу. Звали его Ми­ша...» Дети продолжают сказку, договаривая предложе­ния и демонстрируя действия.

Примерный речевой материал:

Миша по лесу... (шел). Миша на полянку леса... (пришел). На полянке леса он шзбушку... (нашел). Миша лесную по­лянку... (перешел). Сначала он к избушке... (подошел), за избушку... (зашел), а потом вокруг избушки... (обошел). Миша в избушку... (зашел) и горшочек с медом... (нашел).' Он съел мед и из избушки... (вышел). С крылечка... (со­шел). От избушки... ((отошел) и е лесную чащу... (ушел).

51. «Скажи наоборот».

Логопед бросает поочередно детям мяч, называя сло­ва, обозначающие действие. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, обозначающее действие, с противопо­ложным значением.

Примерный речевой материал:

наливает... закрывает...
входит... приплывает-
влетает... запирает-
вносит... сгибает-
приклеивает... собирает...

52. «Скажи правильно».

Логопед произносит предложение и предлагает де­тям, выбрав нужное слово, сказать предложение пра­вильно.

Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост.

Образование сложных слов

53. «Сложное слово».

Логопед читает стихотворение и предлагает детям назвать встретившееся в нем сложное слово.
Жил да был на свете пар. Пар из чайников струился,
С виду был он сед и стар, над кастрюлями клубился,
но с кипящею водой никаких полезных дел

он плясал, как молодой. делать вовсе не умел.

Жило было слово ход. Жили врозь они, но вот

В слове выход, в слове вход, вместе их соединили —
в слове ходики стучало по воде они поплыли,

и в походе вдаль шагало. Паром ходит пароход.

Так и жили пар и ход. В паре ходят пар и ход.

(Е. Измайлов)

Назвав сложное слово, дети объясняют, из каких слов оно получилось.

54. «Найди сложные слова».

Логопед читает стихотворение и предлагает детям найти в нем и назвать сложные слова, объяснив, из каких слов они получились и что означают.
Семеро в отделе —.. Пустомол

все они при деле! наполнял котел.

Пустовед Пустовар

поправил берет. нагонял жар.

Пустодел Пустосчет

горделиво глядел. вел всему счет...

Пустолей К небу дым густой,

призывал: «Быстрей»! а котел — пустой!

Пустотес
заострил вопрос. (В. Иванов)

55. «Создай новое слово».

а. Логопед называет существительное и прилагатель­ное и предлагает детям по образцу «создать» новое слово. Образец ответа: черные глаза — черноглазый. Примерный речевой материал: голубые глаза — голубоглазый; зеленые глаза — зеленоглазый; длинный нос — длинноносый; широкий лоб — широколобый; острый ум — остроумный; большие глаза — большеглазый; карие глаза — кареглазый; тонкие брови — тонкобровый; белые зубы — белозубый; короткий хвост — короткохвостый.

б. Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» поит Образец ответа: снег падает Примерный речевой материал: звезды, падают — звездопад; листья падают — листопад; лед колет — ледокол; рыбу ловит — рыболов; пчел разводит — пчеловод; лес рубит — лесоруб; книги любит — книголюб; сам летает — самолет; пешком ходит — пешеход; сок выжимает — соковыжималка; пыль сосет — пылесос; трубу чистит — трубочист; сам сваливает — самосвал; везде ходит — вездеход; мышей ловит — мышеловка; сам катит — самокат.

Наши рекомендации