Мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их признаками (1–5)
Задания муниципального этапа XXXI Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2014-15 уч. год
Класс
Часть 1.Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30
(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Мицелий не имеет клеточных перегородок у гриба:
а) мукора;
б) пеницилла;
в) головни;
г) трутовика.
2. Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у растений жизненного свойства:
а) обмен веществ;
б) размножение;
в) движение;
г) рост.
3. Заросток папоротника Щитовника мужского имеет вид:
а) комочка;
б) сердцевидной пластинки;
в) нити;
г) улиткообразно закрученного листа.
4. Растение, изображенное на рисунке справа
относится к семейству:
а) Розоцветные;
б) Губоцветные;
в) Лилейные;
г) Пасленовые.
5. Стержневая корневая система характерна для:
а) подсолнечника;
б) лука;
в) пшеницы;
г) подорожника.
6. У папоротника щитовника мужского (Dryopteris filix-mas) гаметы образуются путем:
а) образуются путем только мейоза;
б) образуются путем только митоза;
в) образуются путем как митоза, так и мейоза;
г) никогда не образуются, а в размножении участвуют только споры.
7. Наиболее крупная систематическая категория в которую объединяют высшие растения:
а) вид;
б) класс;
в) царство;
г) отдел.
8. Если сравнить агротехнические приемы окучивание и пикировку, то можно утверждать, что:
а) при окучивании удаляется верхушка главного корня, а при пикировке удаляются боковые корни;
б) после пикировки усиленно растет главный корень вглубь почвы, а после окучивания – растут боковые и придаточные корни.
в) при окучивании присыпают почву к стеблю растения, а при пикировке удаляют верхушку главного корня.
г) при окучивании удаляют верхушку главного корня растения, а во время пикировки присыпают почву к стеблю растения, что дает усиленный рост придаточных корней.
9. На рисунке справа изображены некоторые типы крон деревьев. Крона плакучей формы представлена под номером:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
10. Формула цветка Ок6Т6П1 характерна для семейства:
а) пасленовых;
б) злаковых;
в) лилейных;
г) мотыльковых (бобовых).
11. К длиннокорневищным растениям относят:
а) костер безостый и пырей ползучий;
б) горошек мышиный и костер безостый;
в) горошек мышиный и пырей ползучий;
г) все перечисленное верно.
12. Голосеменные растения, имеющие чешуевидные листья:
а) лиственница;
б) секвойя;
в) эфедра;
г) гинкго.
13. К грибам-паразитам относят:
а) опенок летний;
б) опенок осенний;
в) опенок луговой;
г) шампиньон.
14. Возбудители заболеваний человека не встречаются среди:
а) лишайников;
б) водорослей;
в) простейших;
г) грибов.
15. Нектарники, располагающиеся в виде диска или кольца у основания завязи, имеются у растений семейства:
а) гвоздичные;
б) маревые;
в) пасленовые;
г) астровые.
16. Эндосперм в семени голосеменных растений образован клетками:
а) только гаплоидными;
б) гаплоидными на раннем этапе формирования семени, а после созревания диплоидными;
в) только диплоидными;
г) только триплоидными.
17. Стеблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у:
а) кактуса;
б) белой акации;
в) чертополоха;
г) лимона трехлисточкового.
18. Регенерация тела у гидр происходит при помощи клеток:
а) железистых;
б) промежуточных;
в) вставочных;
г) стрекательных.
19. На рисунке справа представлены различные представители членистоногих.
Насекомые представлены под номерами:
а) 2 и 3;
б) 4 и 5;
в) 5 и 6;
г) 1, 4 и 6.
20. Кровососами являются личинки у таких членистоногих, как:
а) тараканы;
б) иксодовые клещи;
в) блохи;
г) мухи-жигалки.
21. Ротовой аппарат насекомого, изображенный на рисунке справа:
а) грызуще-лижущий;
б) колющий;
в) жалящий;
г) сосущий.
22. У изображенного на рисунке справа членистоногого животного первая пара ротовых придатков, соответствующая первой паре антенн ракообразных, называется:
а) максиллы;
б) мандибулы;
в) хелицеры;
г) педипальпы.
23. В случае нападения хищной рыбы на осьминога последний:
а) приобретает маскирующую окраску и затаивается;
б) приобретает яркую предупреждающую окраску и принимает угрожающую позу;
в) выбрасывает облако чернильной жидкости и спасается бегством;
г) всегда нападает сам, нанося ядовитый укус роговым клювом.
24. Из перечисленных животных к членистоногим не относится:
а) трубочник;
б) палочник;
в) ручейник;
г) мокрица.
25. Можно утверждать, что у трехиглой колюшки большую заботу о потомстве проявляет:
а) самец;
б) самка;
в) оба родителя;
г) забота отсутствует.
26. В дуплах деревьев гнездится:
а) зимородок;
б) козодой;
в) гоголь;
г) зяблик.
27. На рисунке представлен скелет позвоночного животного.
В его строении нельзя обнаружить:
а) черепную коробку;
б) грудную клетку;
в) шейные позвонки;
г) ребра.
28. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней кошки
являются, как минимум, пять представительниц одного из подвидов:
а) европейской кошки;
б) лесной кошки;
в) камышовой кошки;
г) китайской кошки.
29. Птицами, имеющими птенцовый тип развития, являются:
а) овсянка, горлица, зеленый дятел;
б) мухоловка-пеструшка, перепел, галка;
в) скворец, зимородок, куропатка;
г) бекас, жаворонок, садовая славка.
30. Морские змеи способны много часов находиться под водой благодаря:
а) большому запасу воздуха в легких и замедленному обмену веществ;
б) кожному дыханию;
в) дыханию с помощью наружных жабр;
г) дыханию через слизистую оболочку глотки.
Часть 2.Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Камбий отсутствует в стеблях:
1) кукурузы;
2) берёзы;
3) драцены;
4) финиковой пальмы;
5) сосны.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
2. Цветок – генеративный орган растения, который обеспечивает:
1) образование мужских половых клеток - сперматозоидов;
2) образование женских половых клеток - яйцеклеток;
3) процесс оплодотворения;
4) рост апикальной меристемы;
5) развитие женского гаметофита.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 2, 3, 4;
г) 2, 3, 5;
д) 3, 4, 5.
3. Грибы с животными сближают признаки:
1) единственный задний жгутик у подвижных клеток;
2) автотрофный тип питания;
3) запасают гликоген;
4) способность к неограниченному росту;
5) наличие хитина.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 4;
в) 1, 3, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
4. По мере старения листьев происходит:
1) разрушение хлорофилла;
2) накопление каротиноидов и антоциана;
3) разрушение кристаллов оксалата кальция;
4) повышение интенсивности дыхания;
5) снижение интенсивности фотосинтеза.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 4.
5. Печень имеется в пищеварительной системе у:
1) ракообразных;
2) паукообразных;
3) многоножек;
4) насекомых;
5) моллюсков.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 2, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 4.
Часть 3.Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1.Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.
2.Растения не способны усваивать свободный азот.
3.Партеногенетические самки тли всегда бескрылы, а размножающиеся половым путем – крылаты.
4.У веслоногого рачка циклопа есть только один фасеточный глаз.
5.У некоторых моллюсков кишечник проходит сквозь сердце.
6.Нематоды лишены способности к регенерации.
7.У различных сумчатых животных выводковая сумка может располагаться как на животе, так и на спине, и открываться вперед или назад.
8.Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
9.При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.
10.Только что отложенное яйцо легче уже насиженного яйца с развитым зародышем.
Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их признаками (1–5).