Построение эпюра грузопотоков
Оптимальное рапределение грузовых потоков методов потенциалов
Классическая транспортная задача заключается в распределение грузопотоков между потребителями и поставщиками. В общем виде её можно представить как математическую модель:
где i-количество поставщиков;
j-количество потребителей;
общий объём груза у поставщиков;
-общий объём груза у потребителей;
-элементы целевой функции;
объём перевозимого груза между пунктами поставщиков и потребителей
В качестве критерия оптимальности принимаем транспортную работу в тонно-километрах.
Рассмотрим задачу:
Даны грузообразующие пункты А1, А2, А3 и пункты грузополучателей Б1, Б2, Б3, а также количество вывозимого груза и количество ввозимого груза. Необходимого определить оптимальный план грузопотоков между потребителями и поставщиками. Исходные данные взять из таблицы 1 и таблицы 2.
Таблица 1
Исходные данные
№ варианта | Количество груза, т | ||||||
А1 | А2 | А3 | Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | |
Таблица 2
Исходные данные
№ вариант | Расстояние между вершинами, км | |||||||||||
А1-Б1 | А1-Б2 | А1-Б3 | А1-Б4 | А2-Б1 | А2-Б2 | А2-Б3 | А2-Б4 | А3-Б1 | А3-Б2 | А3-Б3 | А3-Б4 | |
Для решение задачи методом потенциалов составляется базисный план, который заносится в исходную матрицу. Он должен содержать m+n-1 загруженных клеток. Груз распределим с помощью способа северо-западного угла. Распределение груза по потребителям начинается с верхней левой клетки на пересечение строки А1 и графы Б1в таблице 1.Вывозим из А1 массу груза 10 тоны, требуемого Б1. Вывозим из А2 массу груза 20 тонн, требуемого Б2. Из А2 вывозим груз массой 20 тонн, требуемого Б2. К потребителю Б3 вывозим груз из А3 массой 20 тонн в клетку А3Б3.К потребителю Б4 вывозим оставшиеся 10 тонн . Клетки таблицы 1 в которых есть груз называются загруженными, а остальные свободными(потенциальными). Потенциал для первой строки таблицы береться равным нулю.
Таблица 1
Базисный план
Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Итого по вывозу | Потенциал строк | |
А1 | 10 8 | 8 6 | 2 4 | |||
А2 | 20(-) | 0 (+) | 0 4 | -2 | ||
А3 | 3 9 | 9 3 ×(+) | 10(-) | -1 | ||
Итого по ввозу | ||||||
Потенциал столбцов |
Затем по расстояниям и загруженных клеток подбираются потенциалы для других строчек и столбцов таблицы так, чтобы расстояние каждой закруженной клетки равнялось сумме потенциалов строки и столбца, в которых находиться данная клетка:
где
Так, если для первой строки таблицы взят потенциал, равный нулю, то потенциал столбца Б1 будет равен 4, так как разность между расстояниями загруженной клетки А1Б1 и потенциалом первой строки равна 4(4 – 0 =4).
Потенциал первого столбца Б1 будет равен 4. Тогда потенциал строки А2 будет определяться по расстоянию загруженной клетки А2Б1 и найденному потенциалу столбца Б1 (2 – 4 = 4).
Потенциал столбца Б2 определяеться через расстояние загруженной клетки А2Б2 и найденный потенциал второй строки: 8 – ( - 2) =10.
Таким же образом находим потенциалы строки А3 и столбца Б4.
Если число загруженных клеток будет меньше, чем n + m – 1, то потенциалы для некоторых строк и столбцов невозможно определить. Чтобы устранить это вырождение, недостающее количество клеток загружают нулями. Клетки, загруженные нулями, рассматриваются как обычные загруженные клетки.
При полученном таким образом базисном плане транспортная работа составит:
Р= 10∙4+20∙2+20∙8+10∙7+20∙1=330 (т∙км)
Перераспределение груза в углах контура дает новый вариант решения задач (табл. 2), который не является оптимальным. Наиболее потенциальной будет клетка А2Б2.
Таблица 2
Базисный план
Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Потенциал строк | |
А1 | 10 8 | 8 6 | 8 4 | ||
А2 | 10(-) | 6 4 ×(+) | -2 | ||
А3 | 3 9 | 10(+) | 1 7 | 20(-) | -7 |
Потенциал столбцов |
Далее определяеться наиболее потенциальная клетка. При полученном таким образом базисном плане транспортная работа составит:
Р=10∙4+20∙2+10∙8+10∙3+10∙6+20∙1=270 (т∙км)
Перераспределение груза в углах контура дает новый вариант решения задач (табл. 3), который не является оптимальным.Наиболее потенциальной будет клетка А2Б3.
Таблица 3
Базисный план
Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Потенциал строк | |
А1 | 10(-) | 8 8 | 8 6 ×(+) | 6 4 | |
А2 | 20(+) | 6 8 | 10(-) | -2 | |
А3 | -1 9 | 1 7 | -5 | ||
Потенциал столбцов |
Далее определяеться наиболее потенциальная клетка. При полученном таким образом базисном плане транспортная работа составит:
Р=10∙4+20∙2+10∙6+10∙4+10∙1+20∙3=250 (т∙км)
Перераспределение груза в углах контура дает новый вариант решения задач (табл. 4), который является оптимальным. Наиболее потенциальной будет клетка А1Б3
Таблица 4
Базисный план
Б1 | Б2 | Б3 | Б4 | Потенциал строк | |
А1 | 2 4 | 6 8 | 8 6 | 4 4 | |
А2 | 6 8 | ||||
А3 | -1 9 | 3 7 | -3 | ||
Потенциал столбцов |
При полученном таким образом базисном плане транспортная работа составит:
Р=30∙2+20∙3+10∙6+0∙6+10∙4+10∙1=230 (т∙км)
Вывод: После проверки сумм потенциалов полученных в свободных клетках с расстояниями между пунктами в правых верхних углах (табл. 4) сумма потенциалов в каждой незагруженной клетке равна расстоянию.
Построение эпюра грузопотоков
Таблица 1
Исходные данные
А | Б | В | Г | Д | Всего отправили груза | |
А | × | - | - | |||
Б | × | |||||
В | - | × | ||||
Г | × | - | ||||
Д | - | - | × | |||
Всего прибыло груза | ||||||
Расстояние между пунктами 20 км |
Эпюр составляем следующим образом.
- откладываем в определенном масштабе длины участков, по которым будут осуществляться перевозочные процессы.
- затем перпендикулярно к этим участкам откладывается в определенном масштабе количество груза с учетом перевозок.
- в первую очередь откладываемгрузы следовательно в пункты получения наиболее удаленные от пункта отправления, затем рассматриваем остальные пункты.
Эпюр позволит определить:
- количество тонн груза отправленного и прибывшего по каждому пункту.
- количество тонн груза проходящий транзит на каждом пункте.
- объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии.
- среднее расстояние перевозок грузов.
Определяем тонн груза отправленного и прибывшего по каждому пункту:
Отправленно на участке Q (АД):
(1) Q(АД)=200+300+350+400+120+275+425=2070 (тонн)
Прибывшего на участке Q (ДА):
(2) Q(ДА)=300+150+350+600+350+525+125=2040 (тонн)
Отправленно на каждом участке:
(3) Q(А)=200+300=500 (тонн)
(4) Q(Б)=300+350+400+120=1170 (тонн)
(5) Q(В)=150+275+425=850 (тонн)
(6) Q(Г)=350+600+350=1300 (тонн)
(7) Q(Д)=525+125=650 (тонн)
Прибывшего на каждом участке:
(8) Q(А)=300+150+350=800 (тонн)
(9) Q(Б)=200+600+525=1325 (тонн)
(10) Q(В)=300+350+350+125=1125 (тонн)
(11) Q(Г)=400+275=675 (тонн)
(12) Q(Д)=120+425=545 (тонн)
Всего отправленого и прыбывшего груза:
(13) Q(отпр.)=500+1170+850+1300+650=4470 (тонн)
(14) Q(приб.)=800+1325+1125+675+545=4470 (тонн)
Груз проходящий транзит на каждом пункте:
(15) Q(тран.Б)=300+350+150=800 (тонн)
(16) Q(тран.В)=120+400+525+600+350=1995 (тонн)
(17) Q(тран.Г)=120+425+125+525=1195 (тонн)
Объем перевозок на каждом участке:
(18) Q(АБ)=300+150+350+300+200=1300 (тонн)
(19) Q(БВ)=150+600+350+525+300+120+400+350=2795 (тонн)
(20) Q(ВГ)=350+600+350+125+525+120+400+425+275=3170 (тонн)
(21) Q(ГД)=125+525+120+425=1195 (тонн)
Объем грузооборота на каждом участке:
(22) P(АБ)=Q(АБ)∙Lгр=1300∙20=26000 (тонн)
(23) P(БВ)=Q(БВ)∙Lгр=2795∙20=55900 (тонн)
(24) P(ВГ)=Q(ВГ)∙Lгр=3170∙20=63400 (тонн)
(25) P(ГД)=Q(ГД)∙Lгр=1195∙20=23900 (тонн)
Общий грузооборот:
(26) P(общ)=Р(АБ)+Р(БВ)+Р(ВГ)+Р(ГД)=26000+55900+63400+23900=169200 (тонн)
Среднее расстояние перевозок грузов:
(27) L(ср)=Р(общ.)/Q(общ.)=169200/4470=37,85 (км)