Анализ школьных учебников биологии

Задание 2.

Проанализируйте имеющиеся в «Программно-методических материалах: Биология. 6-11 классы» учебные программы Н. И. Сонина, И. Н. Пономаревой, В. В. Пасечника и выясните сильные и слабые стороны этих учебных программ. Заполните таблицу 1 «Анализ учебных программ по биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 1

Анализ учебных программ по биологии

Параметры для анализа Авторские учебные программа
Криксунов Чернова Мамедов
1. Для какого контингента учащихся предназначена данная программа (для обычных общеобразовательных школ и классов, для гимназических классов, для классов и школ с углублённым изучением биологии)?      
2. Каковы основные разделы и темы программы?      
3. Логично ли построение программы?      
4. Какое количество часов отводится на реализацию всей программы?      
5. Является ли это количество часов достаточным?      
6. Сформулированы ли в программе цели и задачи обучения? Можно ли сними согласиться? Почему?      
6. Предполагает ли реализация идей программы установление межпредметных связей?      
7. Является ли установление межпредметных связей в данном случае доступным для учителя? Почему вы так считаете?      
8. Указаны ли в программе дидактические и психологические концепции, принципы, идеи, на которых должен строиться процесс обучения биологии по данной программе?      
9. Соответствует ли отбор учебного содержания программы принципам научности и доступности? В чём это проявляется?      
10. Реализуется ли в содержании программы идея преемственности обучения? Каким образом?      
11. Сформулированы ли в программе краткие методические рекомендации по преподаванию данного курса или раздела?      
12. Достаточно ли этих методических рекомендаций для эффективного преподавания курса?      
13. Являются ли, с вашей точки зрения, предложенные в программе методические рекомендации целесообразными? Почему?      
14. Определены ли в программе требования к прогнозируемым результатам образовательного процесса по биологии?      
15. Насколько чётко и конкретно это сделано?      
16. Все ли необходимые аспекты учтены?      
17. Достижимы ли, с вашей точки зрения, эти результаты?      
18. Предполагаются ли программой лабораторные, практические работы учащихся?      
19. Соответствует ли их тематика основному содержанию программы и логике её изучения школьниками?      
20. Насколько реальна организация этих лабораторных и практических работ в условиях современной школы? Почему вы так думаете?      
21.Соблюдено ли в программе оптимальное соотношение между интеллектуальной и практической деятельностью учащихся? Обоснуйте свою точку зрения.      

Задание 3

Проанализируйте имеющиеся в вашем распоряжении школьные учебники биологии по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» с помощью таблицы 2 «Анализ школьных учебников биологии». Подумайте и постарайтесь определить, по какой из этих программ Вам бы хотелось работать в школе.

Таблица 2

Анализ школьных учебников биологии

(по курсу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.» 6-7 класс)

Параметры для анализа Авторы и названия учебников
Криксунов Чернова        
1. Научность излагаемого материала на уровне современного развития науки и техники.          
2. Тесная связь содержания с жизнью.          
3. Подтверждение теорий примерами.          
4. Указания на практическое значение и применение изучаемого материала.          
5. Системность и последовательность изложения учебного материала.          
6. Учет при изложении учебного материала возраста и познавательных возможностей учащихся.          
7. Наличие заданий для самостоятельной работы учащихся (программных наблюдений, упражнений, опытов и т.д.) и методических указаний к ним.          
8. Наличие вопросов и заданий для повторения и контроля.          
9. Простой, литературный, образный, доступный пониманию учащихся язык изложения.          
10. Наличие иллюстраций, схем, таблиц, фотографий и т.д.          
11.Прочность.          
12. Эстетичность внешнего оформления.          
13. Оптимальный объем.          
14. Соответствие структуры и содержания соответствующей учебной программе.          
15.Наличие основных выводов после каждой темы или параграфа.          
16.Наличие словаря основных биологических терминов.          
17. Наличие алфавитного указателя.          
18. Наличие подробного содержания.          
19. Наличие правил пользования учебником для учащихся.          
20. Выделение новых терминов в тексте учебника.          
22. Наличие подробного лабораторного практикума для учащихся          
23. Наличие рабочей тетради на печатной основе к учебнику.          

Задание 4.

Проанализируйте имеющиеся в вашем распоряжении методические пособия для учителя по курсам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» с помощью таблицы 3 «Анализ методических пособий по биологии». Подумайте и постарайтесь определить, какие пособия целесообразно применять учителю биологии при подготовке к урокам, а какие нет. Ответ обоснуйте.

Таблица 3

Наши рекомендации