Бомбардировочная авиация во всем мире в 20-х годах замерла на уровне последнего года Первой мировой. Но в 30-х ситуация изменилась. Советский Союз первым создал стратегическую бомбардировочную авиацию, вооруженную бомбардировщиками ТБ-3, на смену которым должны были прийти ТБ-7 (Пе-8). Которые на момент своего создания не уступали американским Боинг B-17 "Летающая крепость". Но их построили мало. Накануне Великой Отечественной войны основу советской дальней авиации составляли двухмоторные самолеты ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), а во время войны добавились доработанные транспортники Ли-2. Большое количество было двухмоторных бомбардировщиков СБ, а самолет Як-2 (Як-4), предназначавшийся для его замены, сняли с производства до войны. Карьера неплохого одномоторного бомбардировщика Су-2 закончилась с эвакуацией Харьковского авиазавода. Единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся всю войну, был двухмоторный Пе-2, формально числившийся пикировщиком. Обладавший гораздо лучшими летными и боевыми качествами Ту-2, появился в заметном количестве на фронтах только к концу войны. |
Экспериментальный бомбардировщик К-12 "Жар-птица" | Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") 18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую "Жар-птицу". Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название - "войскового". | Тяжелый бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) Тяжелый четырехдвигательный бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) был спроектирован под началом преподавателя ВВИА им. Жуковского В.Ф. Болховитинова. В 1933 году группа преподавателей и инженеров Военно-воздушной академии под руководством Виктора Федоровича Болховитинова, с 1937 года главного конструктора, начала работы по глубокой модернизации бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3. Опытный образец под обозначением ДБ-А (ДБ-академия) был готов в ноябре 1934 года, в воздух он впервые поднялся 2 мая 1935 года, оснащенный четырьмя двигателями М-34РН. Этот самолет и стал глубокой модернизацией бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3 конструкции А. Н. Туполева и предполагался на его смену. |
Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4) | Под непосредственным руководством С.В.Ильюшина в ЦКБ завода имени Менжинского стала работать конструкторская бригада № 3, состоявшая первоначально из шести человек. Основные усилия этого небольшого коллектива направлялись С. В. Ильюшиным на решение очень важной в то время для обороны страны проблемы создания скоростного дальнего бомбардировщика, работа над которой в короткий срок завершилась принятием на вооружение ВВС Красной Армии выдающегося для своего времени самолета - дальнего бомбардировщика ДБ-3. Эта машина, летно-технические характеристики которой по скорости, грузоподъемности и дальности полета превышали уровень мировых достижений того времени, по своим параметрам и многим конструктивным решениям значительно отличалась не только от своих предшественников - "тяжелых" многодвигательных бомбардировщиков с низкой удельной нагрузкой на крыло, с большими размерами и малой скоростью полета, но и от многих современных ей опытных самолетов аналогичного назначения. | Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) | Тяжелый бомбардировщик - это многотонная, крылатая машина, способная доставить за тысячи километров и обрушить на врага свой смертоносный груз. Это - летающая крепость, что со всех сторон встречает неприятеля стеной пулеметного и пушечного огня. В первой половине 1930-х годов одним из лучших в мире считался советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Летные боевые характеристики этого крылатого гиганта были на уровне лучших образцов. Самолет считался надежным, простым в управлении. Быстрее или выше других самолетов он не летал, зато был массовым. Его выпускали в количествах невиданных и неслыханных для того времени, им гордились военно-воздушные силы, вожди Страны Советов и советский народ. Прошло не так уж много времени и в исторической литературе, воспоминаниях авиаконструкторов и участников второй мировой войны часто обвиняют этот самолет во всех грехах. Сейчас бомбардировщик ТБ-3, которому когда-то пели дифирамбы, известен, как образец гигантомании, самолет не оправдавший себя в реальной войне. Былое достоинство массовости часто расценивают, как перекос, из-за которого не уделялось должного внимания другим видам боевой авиации. Только ленивый при этом не вспомнит Сталина, который якобы любил авиацию, но не очень то в ней разбирался. | В 30-ые годы 20 века самым массовым ближним разведчиком ВВС Красной Армии по-прежнему оставался созданный еще в 1928 году под руководствам Н.Н. Поликарпова биплан Р-5. На то время это был весьма неординарный самолет с революционными конструкторскими решениями и комплексом летных характеристик. Однако время неумолимо. Прошло не более десяти лет, и всем авиационным специалистам стало ясно, что этот самолет морально устарел. Создававшиеся для его замены под руководствам И.Г.Немана в Харьковском авиационном институте скоростной самолет-разведчик Р-10 и в ЦКБ бригадой С.А.Кочеригина самолет CP (Р-9) также уже не удовлетворяли все увеличивающимся требованиям к машинам подобного класса. А ведь многоцелевые самолеты-разведчики составляли в те годы основу парка советских ВВС. | Бомбардировщик-штурмовик Су-4 | Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4 Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели. | В конце зимы 1939 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве можно было наблюдать симпатичный двухмоторный двухкилевой моноплан.Бело-красный окрас, элегантные формы привлекали к самолету внимание. Убранные в обтекаемые мотогондолы мощные 12-цилиндровые двигатели с коками винтов, далеко выступавшими за носок фюзеляжа, обеспечивали машине хорошую энерговооруженность. Опытному взгляду было ясно, что машина может показавать высокие летные качества. Даже не зная типа машины, никто не сомневался в том, что она спроектирована в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Александра Яковлева - молодого, но уже достаточно знаменитого в то время авиаконструктора, автора серии учебно-тренировочных и "деловых" легкомоторных самолетов. | |