Бомбардировщики ссср второй мировой войны

Бомбардировочная авиация во всем мире в 20-х годах замерла на уровне последнего года Первой мировой. Но в 30-х ситуация изменилась. Советский Союз первым создал стратегическую бомбардировочную авиацию, вооруженную бомбардировщиками ТБ-3, на смену которым должны были прийти ТБ-7 (Пе-8). Которые на момент своего создания не уступали американским Боинг B-17 "Летающая крепость". Но их построили мало. Накануне Великой Отечественной войны основу советской дальней авиации составляли двухмоторные самолеты ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), а во время войны добавились доработанные транспортники Ли-2. Большое количество было двухмоторных бомбардировщиков СБ, а самолет Як-2 (Як-4), предназначавшийся для его замены, сняли с производства до войны. Карьера неплохого одномоторного бомбардировщика Су-2 закончилась с эвакуацией Харьковского авиазавода. Единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся всю войну, был двухмоторный Пе-2, формально числившийся пикировщиком. Обладавший гораздо лучшими летными и боевыми качествами Ту-2, появился в заметном количестве на фронтах только к концу войны.
Экспериментальный бомбардировщик К-12 "Жар-птица"
Бомбардировщик К-12 "Калинин" ("Жар-птица") 18 августа 1937 года в небе над Тушино пролетел необычный самолет, привлекший пристальное внимание всех гостей парада и вызвавший возгласы восхищения у зрителей. Самолет не имел хвоста и был похож на мифическую "Жар-птицу". Это был К-12 талантливого конструктора Константина Алексеевича Калинина. Однако история этого самолета началась гораздо раньше. В начале 30-х годов самый массовый многоцелевой самолет Р-5 конструкции Н.Н.Поликарпова уже не отвечал предъявляемым к нему требованиям и к февралю 1931 года командование НИИ ВВС разработало требования для нового самолет, получившего название - "войскового".
Бомбардировщик ДБ-А
Тяжелый бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) Тяжелый четырехдвигательный бомбардировщик ДБ-А (Дальний Бомбардировщик-Академия) был спроектирован под началом преподавателя ВВИА им. Жуковского В.Ф. Болховитинова. В 1933 году группа преподавателей и инженеров Военно-воздушной академии под руководством Виктора Федоровича Болховитинова, с 1937 года главного конструктора, начала работы по глубокой модернизации бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3. Опытный образец под обозначением ДБ-А (ДБ-академия) был готов в ноябре 1934 года, в воздух он впервые поднялся 2 мая 1935 года, оснащенный четырьмя двигателями М-34РН. Этот самолет и стал глубокой модернизацией бомбардировщика Второй мировой войны ТБ-3 конструкции А. Н. Туполева и предполагался на его смену.


Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4)
Под непосредственным руководством С.В.Ильюшина в ЦКБ завода имени Менжинского стала работать конструкторская бригада № 3, состоявшая первоначально из шести человек. Основные усилия этого небольшого коллектива направлялись С. В. Ильюшиным на решение очень важной в то время для обороны страны проблемы создания скоростного дальнего бомбардировщика, работа над которой в короткий срок завершилась принятием на вооружение ВВС Красной Армии выдающегося для своего времени самолета - дальнего бомбардировщика ДБ-3. Эта машина, летно-технические характеристики которой по скорости, грузоподъемности и дальности полета превышали уровень мировых достижений того времени, по своим параметрам и многим конструктивным решениям значительно отличалась не только от своих предшественников - "тяжелых" многодвигательных бомбардировщиков с низкой удельной нагрузкой на крыло, с большими размерами и малой скоростью полета, но и от многих современных ей опытных самолетов аналогичного назначения.  
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)
Тяжелый бомбардировщик - это многотонная, крылатая машина, способная доставить за тысячи километров и обрушить на врага свой смертоносный груз. Это - летающая крепость, что со всех сторон встречает неприятеля стеной пулеметного и пушечного огня. В первой половине 1930-х годов одним из лучших в мире считался советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Летные боевые характеристики этого крылатого гиганта были на уровне лучших образцов. Самолет считался надежным, простым в управлении. Быстрее или выше других самолетов он не летал, зато был массовым. Его выпускали в количествах невиданных и неслыханных для того времени, им гордились военно-воздушные силы, вожди Страны Советов и советский народ. Прошло не так уж много времени и в исторической литературе, воспоминаниях авиаконструкторов и участников второй мировой войны часто обвиняют этот самолет во всех грехах. Сейчас бомбардировщик ТБ-3, которому когда-то пели дифирамбы, известен, как образец гигантомании, самолет не оправдавший себя в реальной войне. Былое достоинство массовости часто расценивают, как перекос, из-за которого не уделялось должного внимания другим видам боевой авиации. Только ленивый при этом не вспомнит Сталина, который якобы любил авиацию, но не очень то в ней разбирался.
Бомбардировщик Су-2
В 30-ые годы 20 века самым массовым ближним разведчиком ВВС Красной Армии по-прежнему оставался созданный еще в 1928 году под руководствам Н.Н. Поликарпова биплан Р-5. На то время это был весьма неординарный самолет с революционными конструкторскими решениями и комплексом летных характеристик. Однако время неумолимо. Прошло не более десяти лет, и всем авиационным специалистам стало ясно, что этот самолет морально устарел. Создававшиеся для его замены под руководствам И.Г.Немана в Харьковском авиационном институте скоростной самолет-разведчик Р-10 и в ЦКБ бригадой С.А.Кочеригина самолет CP (Р-9) также уже не удовлетворяли все увеличивающимся требованиям к машинам подобного класса. А ведь многоцелевые самолеты-разведчики составляли в те годы основу парка советских ВВС.
Бомбардировщик-штурмовик Су-4
Легкий бомбардировщик-штурмовик Су-4 Советский самолет второй мировой войны Су-4 фактически был модификацией бомбардировщика Су-2 с более мощным двигателем. Помимо этого данный бомбардировщик-штурмовик имел более эффективное вооружение - взамен обычных пулеметов были установлены крупнокалиберные. В книге "История конструкций самолетов СССР 1938-50 гг." В.Б. Шавров пишет, что вначале предполагалась установка двигателя М-90 Е. В. Урмина, который был двухрядным, звездообразным, 18-цилиндровым, значительно меньшего диаметра, нежели другие звездообразные двигатели.
Бомбардировщик Як-2
В конце зимы 1939 года на Центральном аэродроме им. Фрунзе в Москве можно было наблюдать симпатичный двухмоторный двухкилевой моноплан.Бело-красный окрас, элегантные формы привлекали к самолету внимание. Убранные в обтекаемые мотогондолы мощные 12-цилиндровые двигатели с коками винтов, далеко выступавшими за носок фюзеляжа, обеспечивали машине хорошую энерговооруженность. Опытному взгляду было ясно, что машина может показавать высокие летные качества. Даже не зная типа машины, никто не сомневался в том, что она спроектирована в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Александра Яковлева - молодого, но уже достаточно знаменитого в то время авиаконструктора, автора серии учебно-тренировочных и "деловых" легкомоторных самолетов.
Ближний бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис)
Советский легкий бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис) Як-4 (до декабря 1940 года - ББ-22бис) являлся советским легким бомбардировщиком периода второй мировой войны. Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением. Под руководством А.С.Яковлева создан в ОКБ-116. 23 февраля 1939 года впервые взлетел опытный самолет С-22. Вооружение состояло из 1x7,62 и бомб до 600 кг. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 2 человека. В декабре 1939 года организовано серийное производство, выпускался в Москве на заводах № 1 и № 81. Всего с 1940 года до весны 1941 года создан 201 самолет, из которых на фронт ушли около 180. Состоял на вооружении советских ВВС с 1941 года.
Бомбардировщик СБ (АНТ-40)
Обозначения и названия различных вариантов СБ Вопрос названия этих самолетов достаточно сложен, нежели может показаться с первого взгляда. На протяжении многих лет, в публикациях разных авторов, рассказывающих о самолете СБ, отмечалась определенная путаница при определении обозначений разных модификаций. Известны СБ-2 и СБ-3, различные сочетания индекса "бис", наиболее вероятно введенные для быстрой идентификации. В период эксплуатации самолета таких обозначений не было. Правомочно считать, что индексу АНТ-40 полноценно соответствуют две первые опытные машины. Тем не менее, в официальных документах ЦАГИ при определении самолета СБ использовали обозначение АНТ-40 и позднее. В 1937 г., после неожиданного ареста А.Н. Туполева, его инициалы вошли в разряд запретных, поэтому самолет назывался ЦАГИ-40.
Пикирующий бомбардировщик Ар-2
Самолет имел несколько вариантов названий: "Н" PK, PK, СБ-РК - в окончательном варианте закрепилось Ар-2 (Архангельский - второй). Это, последнее обозначение, появилось в декабре 1940 г. после решения И.В. Сталина присваивать новым самолетам обозначения по заглавным буквам фамилий главных конструкторов. При этом нумерация бомбардировщиков осуществлялась четными цифрами, начинаясь с цифры "2", а нумерация истребителей нечетными цифрами, начинаясь с цифры "1". Ар-2 стал последней модификацией скоростного бомбардировщика СБ, причем появился не в одночасье, а воплотил в себе наработки нескольких предыдущих машин, начиная с самолета ММН. Появление СБ-РК В начале 1940-го на 22-м авиазаводе продолжали дорабатывать СБ различных модификаций. В январе начал летать второй экземпляр ММН (ММН-2) с двигателями М-104, СБ № 20/207 с установкой заполнения бензобаков инертным газом для предохранения от загорания в случае боевых повреждений, СБ № 18/206 с двигателями М-103, оснащенными турбокомпрессорами ТК-2.
Бомбардировщик Пе-2
История создания этого замечательного самолета начиналась так: во второй половине 1938 г. в системе НКВД было организовано под одной крышей так называемое ЦКБ-29 (его еще называли ОТБ - особое техническое бюро). В него вошли три КБ: КБ-100 во главе с В.М. Петляковым, КБ-102 во главе с В.М. Мясищевым и КБ-103 во главе с А.Н. Туполевым. Позже к ним присоединилось КБ-110, возглавляемое Д.Л. Томашевичем. Все эти КБ разрабатывали новые образцы самолетов, получивших затем условное обозначение по своим номерам. Первое задание получило КБ-100, которому предписывалось создание высотного истребителя-перехватчика. Для уничтожения противника на высоте 10—12 км. Интерес военных к таким самолетам определялся под влиянием воздушных боев в Испании и Китае.
Бомбардировщик Пе-8
Рождение. В середине 20-х годов в СССР приступили к созданию одного из первых в мире цельнометаллических четырехмоторных самолетов-монопланов - бомбардировщика ТБ-3. На тот период, заявленные летные и тактические характеристики этого самолета, компоновочные, конструктивные и технологические решения, использованные при его создании, представляли значительный прогресс в области создания тяжелых самолетов Появление ТБ-3 должно было, в случае успешного и быстрого осуществления проекта, обеспечитьВВС РККА современным типом тяжелого бомбардировщика, способного решать широкий круг оперативных и стратегических задач на европейском и азиатском театрах военных действий. Практически впервые в практике мирового авиастроения речь шла о создании самолета стратегического назначения, с солидной бомбовой нагрузкой и приличным, по континентальным меркам европейского театра военных действий, радиусом действия. Таким летным характеристикам, как скорость полета и потолок на этом этапе отводилось меньше внимания по причине реального уровня располагаемых технических и технологических средств, имевшихся в распоряжении проектантов этих первых воздушных "стратегов", а также ограниченными возможностями ПВО того периода, в особенности по прикрытию крупных экономических, военных и административных объектов.

Бомбардировщик Ту-2

Советский Союз в начале 1940-х оказался в тяжелейшем положении, поскольку его самая индустриальная часть была оккупирована германскими войсками, а со значительной части не занятой врагом территории пришлось на всякий случай эвакуировать предприятия (в том числе и оснащенные современным по тем временам оборудованием, закупленном в той же Германии) на восток страны. Все это наложило большой отпечаток на качестве выпускавшейся военной продукции.
Первым и наиболее близким образцом является немецкий бомбардировщик Ju 88компании "Юнкерс", вторым - американский В-25 "Митчелл" компании "Норт-Америкен". В 1942 году, когда на государственные испытания поступил Ту-2 № 100308 Омского авиазавода, в люфтваффе состоял на вооружении Ju 88, а по ленд-лизу в СССР поставлялись В-25С с двигателями "Циклон" R-2600-13 фирмы "Райт".

Бомбардировщик Ер-2
Описание конструкции самолета. Самолет Ер-2 (Ермолаев) - моноплан классичесской схемы с оперением,состоящим из двух килей,а также шасси с двумя колесами на хвостовой опоре. Фюзеляж самолета. Фюзеляж самолета-цельнометаллический, типа монокок. Технологически он подразделялся на носовой, средний и хвостовой отсеки обтекатель хвостового отсека.Каркас фюзеляжа состоял из сорока шпангоутов и тридцати шести цельных стрингеров. Кроме не разрезанных стрингеров,вдоль фюзеляжа проходили четыре лонжерона: два - по нижней части фюзеляжа, а два - по бортам. Шпангоуты (исключая первый, десятый и пятнадцатый), лонжероны и стрингеры были выполнены из дюралюминиевых профилей. Между десятым и пятнадцатым шпангоутами продольный набор упрачивался сдвоенными стрингерами. В центральном отсеке самолета по каждому из двух бортов устанавливались наружные лонжероны.

Наши рекомендации