Динамический метод диагностирования
Данный метод используется для определения мощности автомобильных двигателей. Метод основан на функциональной зависимости ускорения ε(t) переходного режима свободного разгона ДВС вблизи номинальной частоты вращения коленчатого вала ω(t) при известном значении приведенного к коленчатому валу момента инерции JД вращающихся и поступательно движущихся масс ДВС, определяется по формуле 1[4, формула 5.5].
, (1)
Где ε(t) – ускорение,
ω(t) – частота вращения коленчатого вала,
JД – момент инерции.
В качестве диагностических параметров используются угловое ускорение ε(t) и угловая скорость ω(t), которые являются реакцией тестового воздействия на ДВС – резкого увеличения до максимального значения подачи топлива.
Угловое ускорение определяется в данном случае зависимостью представленной в формуле 2[4, формула 5.6].
, (2)
Где ω1 – начальная угловая скорость участка переходного процесса,
ω2 – конечная угловая скорость участка переходного процесса,
tизм – время, за которое скорость изменяется от ω1 до ω2.
Приведенный к коленчатому валу момент инерции Jд вращающихся и поступательно движущихся масс ДВС принимается постоянным для данной модели двигателя.
Способ определения углового ускорения коленчатого вала от индуктивного датчика, устанавливаемого в отверстие картера маховика двигателя или на валу отбора мощности трактора, реализован в приборах ИМД-2М, ИМД-Ц, КИ-11331, КИ-13009, КИ-13940, JK-1 (Чехия), DS-205 (Германия), а также в приборе АДТ-1.
Индуктивный датчик частоты вращения коленчатого вала вырабатывает электрические импульсы от зубьев венца маховика ДВС или зубчатого колеса, устанавливаемого на время диагностирования на вал отбора мощности. Импульсы формируются и поступают в электронный блок прибора. Алгоритм вычисления мощности ДВС по числу измеряемых импульсов прост и понятен, так как число импульсов в единицу времени прямо пропорционально ускорению переходного режима свободного разгона и, следовательно, мощности ДВС. Мощность в этом случае определяется в соответствии с формулой 3[4, формула 5.7].
, (3)
Где Ne – мощность двигателя,
N – число импульсов,
с – ускорение переходного режима свободного разгона, определения данного параметра производится по формуле 4[4, формула 5.8].
, (4)
Где N0 – число импульсов поступающих за один оборот коленчатого вала,
ωmax – максимальная угловая скорость участка переходного процесса,
ωизм – измеренная угловая скорость участка переходного процесса, вычисляется по формуле 5[4].
, (5)
Где ω1 – начальная угловая скорость участка переходного процесса,
ω2 – конечная угловая скорость участка переходного процесса.
Перед диагностированием оператор вводит в прибор с помощью органов управления соответствующие конкретному типу двигателя значения ω1 и ω2.
Мощность двигателя динамическим методом можно также определить, используя в качестве датчика импульсов автомобильный генератор. За один оборот коленчатого вала двигателя генератор выдает примерно 12 импульсов переменного напряжения. В этом случае снижается трудоемкость диагностирования, так как отпадает потребность в установке индуктивного датчика. Однако появляется дополнительный источник погрешности от проскальзывания ремня привода генератора. Поэтому, прежде чем определять мощность двигателя, необходимо убедиться в отсутствии проскальзывания ременной передачи.
Динамический метод может использоваться, как для двигателей не оборудованных турбонаддувом, так и для двигателей с турбонаддувом. Для двигателей оборудованных агрегатами дополнительного воздухоснабжения, кроме углового ускорения при диагностировании необходимо определять максимальное давление наддува Рк, которое фактически способен развить турбокомпрессор двигателя. Затем определяют приведенное по давлению наддува значение углового ускорения ε(t)n по формуле 6[4, формула 5.9].
, (6)
Где ε(t)n – угловое ускорение, приведённое по давлению наддува,
ε(t) – угловое ускорение,
К – коэффициент приведения, определяется по формуле 7[4, формула 5.10].
, (7)
Где Рк – давление наддува.
По найденному значению углового ускорения определяют мощность двигателя в установленном порядке.
Динамический метод особенно ценен при определении мощности многоцилиндровых (8 и более цилиндров) и большой мощности двигателей. Это объясняется сложностью применения других методов догружения двигателей и отсутствием на большинстве сервисов тормозных стендов большой мощности.