Сборка и разбортовка колёс
Цель работы:освоить технологию работ по разборке и сборке колёс на шиномонтажной установке, а также производство балансировочных работ.
Пояснение к работе: Основными частями автомобильного колеса являются ступица, диск с ободом и пневматическая шина.
Ступица является составной частью ведущего моста или передней оси, т. е. она присутствует и в ведущих, и в ведомых мостах.
На заднюю ось грузового автомобиля устанавливают обычно по два колеса, на ступице закреплённые шпильками. Для крепления заднего внутреннего колеса на ступице закреплены шпильки. Крепятся шпильки специальными гайками, имеющие внутреннюю и наружную резьбу. Внутренние колёса надеваются на специальные гайки и крепятся обычными гайками. Гайки имеют форму конуса для точной установки колёс. Отверстия в дисках также имеют правую резьбу, левых колёс - левую резьбу. На гранях гаек с левой резьбой выполнены специальные проточки.
Ободья колёс могут быть глубокими (рис.21.1, а) или плоскими (рис.21.1, б – д ). Глубокие ободья, как правило, неразборные, а плоские – разборные.
Диск колеса 2 изготавливается штамповкой, а к нему приваривается или приклёпывается профилированный обод неразборной конструкции с большим углублением.
Плоские ободья 1 применяются для грузовых автомобилей (см. рис. 21.1, б). Шины на таких ободьях удерживаются разрезным замочным кольцом 8 и неразрезным бортовым кольцом 7. У некоторых ободьев шина на плоском ободе удерживается разрезным бортовым кольцом 10 (см. рис. 21.1., в).
На автомобилях высокой проходимости применяется составные ободья, у которых наружный обод является съёмным (см. рис. 21.1, г) и с основным ободом соединяется болтами 9 с гайками 3. Между бортами покрышки на таких ободьях ставится распорное кольцо 12, прижимающее борта покрышки к закраинам обода и удерживающее шину от проворачивания при некотором снижение внутреннего давления.
Для надёжного удерживания бортов шина на глубоких ободьях имеет кольцевые выступы (хампы), препятствующие боковому отжиму шин. Центрирование колеса на ступице производится по центральному отверстию диска.
Автомобильные колёса могут иметь камерную и бескамерную конструкцию.
Камерная шина (рис.21.3, а) состоит из покрышки 5,камеры 4 и ободной ленты 9. Покрышка, в свою очередь, состоит из протектора 3, подушечного слоя (брекера) 2,каркаса 1, боковин 12 и бортов 11 с сердечниками 10. Брекер связывает протектор 1 и предохраняет каркас от ударов, воспринимаемых протектором.
Бескамерная шина. Устройство этой шины (рис. 17.4, б) в основном так же, как и у камерной, но в ней отсутствует камера. На внутренней поверхности покрышки имеется герметизирующий слой 6 из эластичной резины для герметичного прижатия к ободу колеса.
Задание студентам:Самостоятельно, при домашней подготовке, ознакомится с устройством автомобильного колеса. При демонстрации мастером шиномантожа на установке «UNITE» U 200 и выполнения балансировки на установке «AEST» DST 920 B записать порядок рабочих приёмов и затем самостоятельно по
Порядок выполнения практических работ:
1.Протрите и очистите шину и обод колеса
2.Установите колесо на горизонтальный шпиндель шиномонтажной установки, закрепите его и выверните вертикаль для выпуска воздуха из шины.
3.Нажимным рычагом обожмите шину для стаскивания её в середину обода, вращая колесо.
4.Снимите колесо и установите его на вертикальный шпендель шиномонтажной установки, закрепив центральной гайкой.
5.Сжимайте кольцевой борт шины смазкой для лучшего шиномонтажа.
6.Включите вращение установки и подцепив монтировкой борт шины с опорой в качестве рычага на вальцовочный ролик, снимите с обода один борт шины (если имеется камера, извлеките её).
7.Подцепите монтировкой за второй борт внутренний борт шины и заведите под борт вальцовочный ролик. Включите вращение установки и снимите шину с обода.
Сборка обода:
1.Установите обод на шиномонтажную установку и закрепите его накидной гайкой.
2.Нанесите смазку на края обода и двух бортов шины.
3.Заведите вальцовочный болт под борт шины и включите вращение установки. Прижимая борт шины, наденьте его на обод колеса. Включите вращение.
4.Продавив один борт шины в середину обода, приступаем к надеванию второго борта шины на обод, при этом, если у нас колесо с камерой необходимо просунуть камеру в шину и вывести вентиль в отверстие обода.
5.Подвести вальцовочный ролик ко второму борту шины, включить установку, прижимая вальцовочный ролик, натянуть второй борт шины на обод.
6.Отвернуть гайку и снять колесо.
Контрольные вопросы:
1.Что предусмотрено в дисках для точной установки колёс?
2.Назовите, какие бывают конструкции покрышек?
3.Порядок работ по разборке колеса.
4.порядок по сборке колеса.
5.Технология балансировки колеса.
6.Какое давление воздуха должно быть в шинах легкового транспорта?
Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:1. Набор гаечных ключей
2.Учебный шиномонтажный стенд для разбортовки и сборки колёс
3.Учебный стенд для балансировки колёс
4.Автомобильный насос
Литература.
А.Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств»
М. Из. Ц. «Академия» 2006 стр. 369
Правила безопасного выполнения задания.
Выполнять задание допускается в хлопчатых перчатках, при этом необходимо следить за тем, чтобы пальцы рук не были защемлены бортом шины.