Исходные данные для расчета. Исходные данные для расчета определяются следующими характеристиками профиля и
Исходные данные для расчета определяются следующими характеристиками профиля и крыла. Аэродинамические характеристики обычных профилей можно найти в работах [4, 6, 7, 8]. Некоторые сведения по аэродинамическому проектированию крыльев современных дозвуковых самолетов изложены в работах [1, 3, 9]. Метод расчета аэродинамических характеристик сверхзвуковых самолетов можно найти в учебных пособиях [10, 11].
Переход от аэродинамических характеристик крыла к характеристикам самолета можно выполнить, используя методику [1, 3, 11].
1. Параметры профиля задаются следующими величинами (при числе Маха = 0,2 и некотором значении числа Рейнольдса Re¥ = Re1):
- тип профиля (обычный, суперкритический);
- относительная кривизна или % ;
- относительная толщина или %;
- угол нулевой подъемной силы , град;
- критический угол атаки , град;
- максимальный коэффициент подъемной силы ;
- минимальный коэффициент лобового сопротивления ;
- производная коэффициента подъемной силы по углу атаки .
Например, для профиля NACA 4412 имеем % = 12%; % =30%; % = 4%; ; ; =5,5 1/рад; =1,52; = 0,0068; =13°.
2. Параметры крыла:
- корневая хорда крыла , м;
- концевая хорда крыла , м;
- удлинение крыла ;
- сужение крыла ;
- угол крутки концевого сечения крыла , град;
- угол стреловидности , град;
- размах крыла , м.
Параметры потока задаются на режиме крейсерского полета величинами:
- число Маха Мкрейс;
- скорость звука a, м/с;
- коэффициент кинематической вязкости n, м2/с;
- высота полета Н.
3. С помощью формулы (по заданному углу ) определяются углы стреловидности по линии 0,5 хорды (m = 0,5) и по линии максимальных толщин (m = = (%)/100). Расчет этих углов производится после определения угла
.
5. Задаются числа Маха, например,
= 0,2; 0,85.
6. Вычисляются значения чисел Рейнольдса
,
где , [м];
, 1/м; H - высота полета в км. Формула справедлива при км.
7. Расчет зависимостей и производится для серии заданных углов атаки a в диапазоне , град, где - угол нулевой подъемной силы крыла, - критический угол атаки крыла. Величины и - определяются в процессе расчета (см. п.3.2 и п.3.3).
Шаг по углу атаки определяется выражением
,
где - число расчетных точек. Таким образом, расчет производится при следующих значениях угла атаки
- угол атаки в градусах .
При расчетах без использования компьютера минимальное количество углов атаки, для которых задается расчет, равно трем: , , (определение угла в п.3.5).
Расчет коэффициента аэродинамической
Подъемной силы крыла
Коэффициент аэродинамической подъемной силы крыла зависит от геометрических и аэродинамических характеристик профиля, геометрических параметров крыла, угла атаки α, критериев подобия Re и M. Рассмотрим методику определения для изолированного крыла с учетом вышеперечисленных параметров.
Зависимость коэффициента подъемной силы от угла атаки в общем случае можно поделить на две области. Первая область характеризуется безотрывным обтеканием и линейной зависимостью от (коэффициент подъемной силы прямо пропорционален углу атаки). Вторая область характеризуется тем, что по мере увеличения угла атаки (при ) и расширении области отрыва потока (это так называемый диффузорный отрыв потока) рост коэффициента подъемной силы замедляется и достигает максимума при критическом угле атаки крыла, а затем уменьшается. Здесь - угол атаки крыла, при котором начинается интенсивный срыв потока и который называется допустимым углом атаки или углом тряски. Угол атаки, соответствующий , называется критическим углом атаки . Отметим, что в данной работе угол определяется из условия гладкого сопряжения линейной и нелинейной областей кривой . Характер зависимости нелинейной части от угла атаки для упрощения выбран в виде квадратичного полинома, что не всегда соответствует действительности. В следствие этого, значения угла могут оказаться заниженными, особенно для больших чисел Маха.
3.1. Расчет производной коэффициента подъемной силы по углу атаки (на линейном участке) для числа Рейнольдса производится по формулам [3]:
, (1)
где
, , .
3.2. Расчет нулевого угла атаки крыла .С учетом крутки крыла угол определяется из следующих выражений [4]:
,
, (2)
. (3)
Здесь - слагаемое, зависящее от крутки крыла, которое определено для случая равномерной крутки по размаху крыла. С точки зрения получения максимального аэродинамического качества K рекомендуется угол крутки концевого сечения взять » - 4° (если < 0, то аэродинамический угол атаки концевого сечения меньше корневого).
3.3. Расчет критического угла атаки крыла :
, (4)
где
;
;
;
, если ;
при .
3.4. Расчет максимального значения коэффициента подъемной силы крыла (для числа Рейнольдса Re1) с учетом сжимаемости можно приближенно определить по формулам:
, (5)
где
,
.
3.5. Расчет угла окончания линейного участка из условия гладкого сопряжения линейного и нелинейного участка:
, град, (6)
где
.
3.6. Расчет коэффициента подъемной силы (на линейном и нелинейном участках).
Предварительно определяем коэффициент , учитывающий влияние числа Рейнольдса на коэффициент подъемной силы [3, 5]. Расчет производится после определения параметра t с помощью выражения
,
где F - угол схода (угол между верхней и нижней поверхностями) хвостовой кромки профиля. Приближенное значение F можно вычислить по формуле
в радианах.
Здесь и - координаты верхней и нижней поверхностей профиля при = 0,9.
Для четырех – и пятизначных профилей NACA можно использовать более простую формулу:
.
Коэффициент, можно рассчитать по формуле
,
где ,
.
Здесь принято, что переход ламинарного к турбулентному режиму течения в пограничном слое происходит около передней кромки [3]. Формулу для можно использовать в диапазоне чисел Рейнольдса . При ориентировочных расчетах можно полагать .
Коэффициент подъемной силы крыла на линейном участке (для числа Рейнольдса Re1) определяется выражением
, (7)
где углы , a измеряются в градусах.
Определим теперь на нелинейном участке при (для числа Рейнольдса Re1). При диффузорном отрыве потока можно принять [5]:
,
,
где .
С учетом влияния числа Рейнольдса окончательно получим выражение для зависимости коэффициента подъемной силы крыла для данного угла атаки a
;
и выражение для производной коэффициента подъемной силы
.