Расчет зубчатых колес на контактную выносливость
sНР – допускаемые контактные напряжения:
sНР = s°Н lim в КHL /SH,
где s°Н lim в – предел контактной выносливости при базовом числе циклов,
по табл. П.3.7 s°Н lim в = 2НВ + 70,
КHL – коэффициент долговечности:
КHL = ,
здесь NHО – базовое число циклов, которое определяется по [6, c. 39]:
NNО = 30(НБ)2,4,
где НБ – твердость по Бринеллю:
- для шестерни:
NNО1 = 30(НБ1)2,4 = 30 × 2302,4 = 13,9×106
- для колеса:
NNО2 = 30(НБ2)2,4 =30 × 2002,4 = 9,99×106
В нашем случае и для шестерни, и для колеса NNО > NNE , поэтому КHL =1;
SH – коэффициент безопасности, равный 1,1 [ 2, с.33].
Для шестерни sНP1 = (2НВ + 70) КHL /SH = МПа, для колеса sНP2 = (2НВ + 70) КHL /SH = МПа.
Расчетное допускаемое контактное напряжение:
sНР = 0,45(sНР1 +sНР2) = МПа.
Требуемое условие sНР £ 1,23sНР min выполнено.
Межосевое расстояние определяем по формуле
где Kа – коэффициент (для косозубых и шевронных колес Kа = 43; для прямозубых Kа = 49,5 );
U – передаточное число;
Т2 – крутящий момент на ведомом валу (колесе);
KHb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Учитывая изгибающее воздействие цепной передачи на вал, значение KHb определяем по табл. П.3.10 по столбцу для несимметричного расположения зубчатых колес относительно опор:
KHb =1,11;
Yba – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.
Коэффициенты ширины венца Yba рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ 2185-66 (табл. П.3.3).
Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать Yba £ 0,25, для косозубых предпочтительно принимать Yba = 0,25…0,63, проверяя (при Yba < 0,4) выполнение условия Yba ³ 2,5 mn / (аw sin b).
Принимаем Yba = b / аw = 0,315 (табл. П.3.3), где b – ширина колеса;
Ybd = Ybа (U+1) / 2 = 0,315 (5+1) / 2 = 0,945
Тогда
аw = = 131,4 мм.
Округляем межосевое расстояние до ближайшего значения по ГОСТ 2185-66, мм:
1-й ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 100, 1250;
2-й ряд: 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800.
Принимаем аw = 140 мм.
Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: mn = (0,01...0,02) aw,по ГОСТ 9563-80 принимаем mn = 2,0 мм (табл. П.3.4).
Определим число зубьев шестерни и колеса по формуле
z = 2 aw cos b / [(U+1) mn].
Примем предварительно угол наклона зубьев b = 10°;
z1 = .
Принимаем z1 = 23,
z2 = z1 U = 23×5 = 115,
cos b = (z1 + z2) mn / 2 аw = ,
b = 9,6°.
Определим основные параметры шестерни и колеса.
Диаметры делительные:
d1 = mn z1 / cos b = мм;
d2 = mn z2 / cos b = мм.
Проверка:
aw = (d1+d2) / 2 = мм.
Диаметры вершин зубьев:
da1 = d1 + 2mn = 46,7 + 2 × 2 = 50,7 мм;
da2 = d2 + 2mn = 233,3 + 2 × 2 = 237,3 мм.
Диаметры впадин:
da1 = d1 – 2,5 mn = 46,7 – 2,5 ×2 = 41,7 мм;
da2 = d2 – 2,5 mn = 233,3 – 2,5 ×2 = 228,3 мм.
Ширина колеса:
b2 = Yba аw = 0,315×140 = 44,1 мм;
принимаем b2 = 45 мм.
Ширина шестерни:
b1 = b 2 + 5 = 45 + 5 = 50 мм.
Определяем окружную скорость колеса:
V = w1 d1 / 2 = м/с.
Для косозубых колес при V < 10 м/с и для прямозубых колес при V < 5 м/с рекомендуется 8-я степень точности. При больших скоростях 7-я степень точности [6, с.32].
Коэффициент нагрузки КH = КHb КHa КH v,
где КHb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КHb = 1,11 (табл. П.3.10);
КHa – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, КHa = 1,09 (табл. П.3.9);
КHv – динамический коэффициент, зависящий от окружной скорости колес и точности их изготовления, КH v = 1,0 (табл. П.3.11).
Таким образом,
КH = КHb КHa КHv = 1,11×1,09×1 = 1,21.
Проверка контактных напряжений:
sH = = МПа < sНР = 410 МПа.
(sНР - sН) / sНР = (410 - 369) ×100 / 410 = 10 %. Недогрузка допускается до 15 %.