Расчет зубчатых колес на контактную выносливость

sНР – допускаемые контактные напряжения:

sНР = s°Н lim в КHL /SH,

где s°Н lim в – предел контактной выносливости при базовом числе циклов,

по табл. П.3.7 s°Н lim в = 2НВ + 70,

КHL – коэффициент долговечности:

КHL = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru ,

здесь NHО – базовое число циклов, которое определяется по [6, c. 39]:

NNО = 30(НБ)2,4,

где НБ – твердость по Бринеллю:

- для шестерни:

NNО1 = 30(НБ1)2,4 = 30 × 2302,4 = 13,9×106

- для колеса:

NNО2 = 30(НБ2)2,4 =30 × 2002,4 = 9,99×106

В нашем случае и для шестерни, и для колеса NNО > NNE , поэтому КHL =1;

SH – коэффициент безопасности, равный 1,1 [ 2, с.33].

Для шестерни sНP1 = (2НВ + 70) КHL /SH = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru МПа, для колеса sНP2 = (2НВ + 70) КHL /SH = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru МПа.

Расчетное допускаемое контактное напряжение:

sНР = 0,45(sНР1 +sНР2) = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru МПа.

Требуемое условие sНР £ 1,23sНР min выполнено.

 
  Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru

Межосевое расстояние определяем по формуле

где Kа – коэффициент (для косозубых и шевронных колес Kа = 43; для прямозубых Kа = 49,5 );

U – передаточное число;

Т2 – крутящий момент на ведомом валу (колесе);

KHb – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца. Учитывая изгибающее воздействие цепной передачи на вал, значение KHb определяем по табл. П.3.10 по столбцу для несимметричного расположения зубчатых колес относительно опор:

KHb =1,11;

Yba – коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.

Коэффициенты ширины венца Yba рекомендуется выбирать из ряда по ГОСТ 2185-66 (табл. П.3.3).

Для прямозубых колес рекомендуется ограничивать Yba £ 0,25, для косозубых предпочтительно принимать Yba = 0,25…0,63, проверяя (при Yba < 0,4) выполнение условия Yba ³ 2,5 mn / (аw sin b).

Принимаем Yba = b / аw = 0,315 (табл. П.3.3), где b – ширина колеса;

Ybd = Ybа (U+1) / 2 = 0,315 (5+1) / 2 = 0,945

Тогда

аw = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru = 131,4 мм.

Округляем межосевое расстояние до ближайшего значения по ГОСТ 2185-66, мм:

1-й ряд: 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 100, 1250;

2-й ряд: 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450, 560, 710, 900, 1120, 1400, 1800.

Принимаем аw = 140 мм.

Нормальный модуль зацепления принимаем по следующей рекомендации: mn = (0,01...0,02) aw,по ГОСТ 9563-80 принимаем mn = 2,0 мм (табл. П.3.4).

Определим число зубьев шестерни и колеса по формуле

z = 2 aw cos b / [(U+1) mn].

Примем предварительно угол наклона зубьев b = 10°;

z1 = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru .

Принимаем z1 = 23,

z2 = z1 U = 23×5 = 115,

cos b = (z1 + z2) mn / 2 аw = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru ,

b = 9,6°.

Определим основные параметры шестерни и колеса.

Диаметры делительные:

d1 = mn z1 / cos b = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru мм;

d2 = mn z2 / cos b = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru мм.

Проверка:

aw = (d1+d2) / 2 = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru мм.

Диаметры вершин зубьев:

da1 = d1 + 2mn = 46,7 + 2 × 2 = 50,7 мм;

da2 = d2 + 2mn = 233,3 + 2 × 2 = 237,3 мм.

Диаметры впадин:

da1 = d1 – 2,5 mn = 46,7 – 2,5 ×2 = 41,7 мм;

da2 = d2 – 2,5 mn = 233,3 – 2,5 ×2 = 228,3 мм.

Ширина колеса:

b2 = Yba аw = 0,315×140 = 44,1 мм;

принимаем b2 = 45 мм.

Ширина шестерни:

b1 = b 2 + 5 = 45 + 5 = 50 мм.

Определяем окружную скорость колеса:

V = w1 d1 / 2 = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru м/с.

Для косозубых колес при V < 10 м/с и для прямозубых колес при V < 5 м/с рекомендуется 8-я степень точности. При больших скоростях 7-я степень точности [6, с.32].

Коэффициент нагрузки КH = КHb КHa КH v,

где КHb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, КHb = 1,11 (табл. П.3.10);

КHa – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, КHa = 1,09 (табл. П.3.9);

КHv – динамический коэффициент, зависящий от окружной скорости колес и точности их изготовления, КH v = 1,0 (табл. П.3.11).

Таким образом,

КH = КHb КHa КHv = 1,11×1,09×1 = 1,21.

Проверка контактных напряжений:

sH = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru = Расчет зубчатых колес на контактную выносливость - student2.ru МПа < sНР = 410 МПа.

(sНР - sН) / sНР = (410 - 369) ×100 / 410 = 10 %. Недогрузка допускается до 15 %.


Наши рекомендации