Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной

Наиболее распространенной является схема ТВаД со свободной (силовой) турбиной (см. рис. 2.17). Вал СТ механически не связан с валом газогенератора и практически не влияет на его работу при запуске ТВаД и изменении нагрузки на валу СТ.

При высоких значениях Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru газогенератор ТВаД может быть выполнен по двухвальной схеме.

В ТВаД, особенно вертолетных ГТД, необходимо значительно понижать частоту вращения вала двигателя для привода потребителей (ВВ, НВ, генератор электрического тока и т.п.), передавать большие мощности, поэтому понижающий редуктор имеет значительные массу и габариты, которые снижаются с применением СТ, вращающейся с частотой nСТ < nТК.

Необходимость применения тяжелых редукторов является общим недостатком ТВД и особенно = ТВаД.

В ТВаД применяются дозвуковые сужающиеся ВЗ с большим радиусом закругления передних кромок. Для исключения попадания в двигатель посторонних предметов, ВЗ защищают с помощью сеток. Вертолетные ГТД (ТВаД) от песка и пыли защищают с помощью центробежных пылеотделителей, установленных на входе в двигатель.

Компрессоры мощных ТВаД не имеют существенных отличий то ОК ТРД. В маломощных ТВаД иногда используют комбинированные компрессоры, состоящие из нескольких осевых и одной центробежной ступеней, или центробежные компрессоры (ЦБК). Это объясняется тем, что при малых потребных мощностях расход воздуха, следовательно, площадь проходного сечения и длина лопаток последних ступеней ОК имеют маленькие значения. При изготовлении лопаток малой длины существуют технологические ограничения. Поэтому для обеспечения заданной Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru последние 2…3 ступени ОК можно заменить одной центробежной ступенью.

Применение на вспомогательных ГТД (ТВаД) комбинированных или центробежных компрессоров, особенно в сочетании с противоточной КС, позволяет значительно уменьшить длину двигателя при сохранении приемлемых эксплуатационных характеристик.

Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru Камеры сгорания ТВаД существенно не отличаются от КС ТРД, хотя иногда применяются противоточные, как правило, кольцевые, или радиальные (рис. 2.20) КС. Это позволяет снизить скорости в КС и уменьшить их длину за счет увеличения диаметра КС. Применение радиальных КС позволяет улучшить условия охлаждения жаровых труб и повысить их эксплуатационную технологичность и ремонтопригодность.

ГТ ТВД и ТВаД имеют большее число ступеней, чем у ТРД, так как основная работа расширения газа происходит в ГТ.

РС в ТВаД (за исключением ТВД) трансформировано в диффузорный выпускной патрубок, обычно повернутый в боковую сторону от оси двигателя.

Основные параметры ТВД

1. Nвал = Lм Мв – мощность на валу ТВД,

где Lм – механическая работа 1 кг газа, передаваемая на вал ВВ до входа в редуктор; Мв – расход воздуха через двигатель [кг/с].

2. NВ = Nвалηм – винтовая мощность ТВД (мощность на выходном валу редуктора),

где ηм – кпд редуктора (ηм ≈ 0,97…0,98), учитывающий механические потери в трансмиссии.

3. Nтяг = NвηВ – тяговая мощность,

где ηв – кпд ВВ, учитывающий потери на трение, отбрасывание
и закрутку потока воздуха.

4. Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – тяга ВВ.

5. Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – эквивалентная мощность,

где: Rp – реактивная тяга, развиваемая соплом;

RpV/ηВ – мощность, которую потребовалось бы развить на валу ВВ для получения тяги, равной реактивной тяге Rp.

6. Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – удельная эквивалентная мощность.

7. Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – удельный расход топлива.

8. Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – удельная тяга ТВД.

Основные параметры ТВаД:

1. Мощность СТ ТВаД NСТ = Lм Мг, где Lм – механическая работа совершаемая 1 кг газа, при расширении в СТ ; Мг – расход газа через СТ.

5. Эффективная (полезная) мощность Nе=NСТηСТ – мощность создаваемая на выходном валу СТ, где ηСТ – КПД СТ.

6. Удельная эффективная мощность Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – эффективная мощность создаваемая в ТВаД 1 кг воздуха.

7. Удельный расход топлива Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru – количество топлива потребное для создания единицы мощности в течении часа.

2.8.5. Прямоточные ВРД (ПВРД)

Сжатие (повышение давления) воздуха в ТРД происходит в ВЗ и ОК. Чем выше скорость полета V, тем выше степень повышения давления в ВЗ Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru , следовательно, выше степень повышения давления в двигателе Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru , выше давление на входе в РС, выше степень расширения газа в РС, выше работа расширения в РС, и выше скорость истечения газа сс.

По достижении скорости полета Vопт, Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru становится равно Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru , при котором работа цикла Lц, а значит и сс достигают максимальных значений. При дальнейшем увеличении скорости полета работа цикла и сс начинают снижаться.У современных ЛА с ТРДФ при скорости полета V ≈ 3500 км/ч,
↑V =↓cc. Дальнейшее увеличение V становится невозможным, так как избыточная тяга R = Мвс – V) = 0, происходит "вырождение ТРДФ".

Для полета со скоростями V ≥ 3500 км/ч используют прямоточные ВРД (ПВРД).

В ПВРД, в отличие от ТРД, нет компрессора, следовательно, не нужна турбина (рис. 2.21). Основными узлами ПВРД являются сверхзвуковой воздухозаборник (СВЗ), камера сгорания КС и сверхзвуковое РС (сопло Лаваля).

Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru

Рис. 2.21. Схема ПВРД

Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru

Отсутствие ГТ позволяет увеличить температуру за КС до температуры продуктов полного сгорания авиационного топлива Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru = 2400…2600 оK и Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru до соответствующей ей Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru . В то же время, Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru = Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru достигается при больших скоростях полета, так как все сжатие воздуха происходит в воздухозаборнике ( Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru = Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru ). Вследствие выше изложенного в ПВРД удается получить значительно бóльшую Lц (рис. 2.22), следовательно – бóльшую величину сс.max и максимальную скорость полета.

ПВРД имеет по сравнению с ТРД такие преимущества как:

- простота конструкции;

- малый удельный вес Рдв/R;

- бóльшие значения максимальной скорости полета Vmax.

Недостатками ПВРД являются:

- невозможность запуска двигателя при V = 0, так как Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru = Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru = 0;

- эффективная работа двигателя (создание значительной тяги) возможна только при числах М ≥ 1,5…2,0.

ПВРД, как правило, используется в комбинированных силовых установках гиперзвуковых ЛА в сочетании с ТРДФ или ракетными двигателями, способными работать при V ≥ 0. Возможно использование ПВРД в качестве двигателя гиперзвуковых ЛА, стартующих с самолета -разгонщика.

2.8.6. Турбопрямоточные ВРД (ТПД)

Совмещение достоинств ТРДФ и ПВРД возможно в комбинированных
ВРД – ТПД.

ТПД – это комбинированный многорежимный ВРД для полетов с гиперзвуковыми скоростями до чисел М = 5 на керосине или до М = 6 на водороде (рис. 2.23).

Особенности конструкции ТВаД со свободной турбиной - student2.ru

Рис. 2.23. Схемы ТПД:: а. – с последовательной работой контуров;

б. – с параллельной работой контуров

В ТПД с последовательной работой контуров (см. рис. 2.23,а):

при 0 ≤ V ≤ (2,5…3,0) М работает только газотурбинный контур с форсажной камерой (ФК);

при V ≥ (2,5…3,0) М подача топлива в КС газотурбинного контура прекращается, открывается прямоточный контур с ФК в качестве основной КС.

В ТПД с параллельной работой контуров (см. рис.2.23,б):

при V ≥ (1,5…2,0) М запускается КС прямоточного контура и до
V = (2,5…3,0) М газотурбинный и прямоточный контуры работают одновременно, что позволяет повысить тягу R на промежуточных скоростях полета.

При V ≈ 3,0 М, КС газотурбинного контура отключается и тягу создает только прямоточный контур.

В ТПД при М > 3,0…3,5 газотурбинный контур переводится в режим авторотации (свободного вращения от набегающего потока воздуха) и используется для привода дополнительных агрегатов.

2.8.7. Двигатель изменяемого рабочего процесса (ДИРП)

Идеальный ВРД должен трансформироваться в ВРД различных типов в зависимости от высоты и скорости полета.

ДИРП – это авиационный ВРД в котором, путем широкого регулирования элементов проточного тракта, а так же применением дополнительных узлов, отключаемых и переключаемых в процессе работы, осуществляется адаптация режима работы двигателя к условиям полета в широком диапазоне скоростей V и высот H полета.

ДИРП находится в стадии экспериментальных разработок и призван сочетать достоинства всех схем ВРД.

Наши рекомендации