Температуры газов за турбиной двигателя.

Содержание лекционного занятия

Введение

Безопасность полёта и выполнение экипажем боевой задачи находится в прямой зависимости от надёжности работы авиационной техники. Безопасная и надёжная работа авиадвигателей и систем летательного аппарата обеспечивается их правильной эксплуатацией на земле и в полёте, а также выполнении требований инструкций и наставлений, регламентирующих порядок и правила эксплуатации авиатехники и объём выполняемых работ. Лётчику в полёте необходимо контролировать целый ряд параметров работы авиадвигателей, систем вертолёта, которые, могут изменяться в широком диапазоне. Это позволяет наиболее эффективно использовать возможности, заложенные в авиационной технике, и обеспечить надёжность и безаварийность её работы.

Вопрос 1. Контролируемые параметры силовых установок,

Агрегатов и систем ЛА.

Основные параметры, характеризующие режимы работы силовых установок, и их измерители приведены в таблице 1.

Таблица 1.Параметры режимов работы силовой установки

Параметр Обозначение Применяемый измеритель
Частота вращения об/мин Температура в двигателе перед турбиной за турбиной масла воздуха топлива Давление в двигателе, Па: топлива масла за компрессором в воздухозаборнике Перепад давл. на турбине, Па Отношение давление на входе в двигатель и за турбиной двигателя Расход топлива, кг/ч: основного форсажного Количество топлива в баках: объёмного, м3 массовые, кг Амплитуды вибрации, мм Частота вибрации, Гц Скорость вибрации, мм/с n   T3 T4 Tм TВ TT   РТ РМ РК РПР εт     π   Qт Qф   Vт Мт ав fв υв Измеритель част. вращения (тахометр) Термометры Манометры Дифманометр Измеритель отношения давления Расходомеры Топливомеры Измерители параметров вибрации

Приборы контроля силовых установок предназначены для измерения и индикации параметров, характеризующих режимы работы силовых установок, управления и стабилизации этих режимов и сигнализации аварийных состояний.

С помощью этих приборов экипаж ЛА получает необходимую информацию о температуре и давлении жидкости и газов в различных системах силовых установок, об угловой скорости вращения валов двигателя или газовой турбины, расходе в единицу времени, общем количестве топлива и распределении его по бакам на борту ЛА и т.д.

Обобщённое функциональное выражение прибора контроля параметров силовых установок можно представить в виде:

Y(t) = F(Z,Q,X(t)

где, F – требуемая функция преобразования, реализуемая прибором;

Z – вектор внешних параметров, отражающих условия работы прибора (давление, температура, влажность и т.д.); Q – вектор внутренних параметров прибора (геометрические размеры элементов прибора, характеристики материалов, из которых изготовлены элементы, параметры физических законов, на основании которых действует прибор и т.д.).

Упрощённая структурная схема прибора представлена на рисунке 1.

Z1
Z2
Zm
q1, q2, q3,…., qn
X(t)
Y(t)

Рис. 1. Прибор контроля параметров силовых установок

Вывод: большинство систем применяемых для индикации и регистрации вышеуказанных параметров выполнены дистанционными, состоящими из датчиков и указателей. Датчики устанавливаются в магистралях и узлах контролируемых систем, а указатели – на приборной досках и пультах лётчиков.

Вопрос 2. Принцип работы приборов и систем для измерения

температуры газов за турбиной двигателя.

Для получения максимальной энерговооружённости и экономичности полёта силовые установки ЛА работают с предельной тепловой напряжённостью. Вследствие этого на борту ЛА необходимо измерять и контролировать температуру различных сред и конструкций с высокой точностью. Так, на ЛА измеряют температуру газов в газотурбинных двигателях, масла в системах смазки, тепловоздушной смеси, окружающего воздуха, головок цилиндров поршневых двигателей и т.д.

Приборы для измерения температуры, применяемые в авиации, имеют чувствительные элементы (ЧЭ), которые непосредственно приводятся в соприкосновение со средами или конструкциями, температура которых измеряется. Передача тепла ЧЭ происходит либо путём теплопроводности при измерении температуры твёрдых тел, либо конвекции при измерении температуры жидких или газообразных сред. В качестве авиационных термометров наибольшее распространение нашли терморезисторные и термоэлектрические термометры дистанционного типа.

Терморезисторные термометры основаны на свойстве металлических и полупроводниковых терморезисторов, изменять своё сопротивление в зависимости от температуры.

Для металлических терморезисторов зависимость сопротивления R от измеряемой температуры Т в определённом интервале значений является линейной функцией

R = Ro[1 + α (Τ - Τo)],

где, Ro – сопротивление терморезистора при температуре Τo;

α – температурный коэффициент сопротивления.

В качестве материалов, которые используются для изготовления металлических терморезисторов, применяются химически чистые металлы, так как они обладают большими значениями α, стабильностью их в широком диапазоне температур, хорошей воспроизводимостью свойств и стойкостью к внешним воздействиям.

Значения температурных коэффициентов сопротивления α в диапазоне температур от 00 до 1000 С следующие

Металл Ni Al Cu Ag Au Pl

α, град-1 0,0067 0,0044 0,0043 0,0041 0,004 0,0039

Для полупроводниковых терморезисторов (термисторов) функция сопротивления R от температуры описывается нелинейной зависимостью

R = A e В/Т,

где, А, В – постоянные, характеризующие свойства материала термистора;

Т – температура, К.

Для изготовления термисторов применяются в основном медно-марганцевые и кобальтомарганцевые соединения. В авиационных терморезисторных термометрах в качестве термочувствительного элемента (ЧЭ) наибольшее распространение получила никелевая проволока, выдерживающая нагрев до 300 0С. Её недостатком является зависимость температурного коэффициента αNi от примесей в металле. Чтобы исключить этот недостаток и обеспечить взаимозаменяемость датчиков, последовательно обмотке из никелевой проволоки подключают дополнительные сопротивления RМ из материала с возможно малым температурным коэффициентом αМ, обычно из константана или манганина.

Термометр типа ТЭУ. Унифицированный электрический термометр сопротивления предназначен для измерения температуры масла, воды и воздуха от – 70 до 1500 С. Комплект термометра состоит из датчика, указателя и линии связи. Электрическая схема прибора приведена на рисунке 2.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис.2. Унифицированный электрический термометр сопротивления

Терморезистор Rt никелевой проволоки включён в одно из плеч двойного моста. В качестве указателя применён логометр с неподвижными рамками L1и L2и подвижным магнитом Е1. Одни концы рамок логометра соединены в общую точку А, другие – в мостовую схему через сопротивление температурной компенсации R1и R2 к точкам В и С. Параметры схемы рассчитаны так, что при температуре, равной половине диапазона измерений, потенциал точки А равен половине суммы потенциалов точек В и С. В этом случае токи в рамках L1и L2 равны, но противоположны по направлению. Подвижный магнит под действием магнитных полей рамок отклонится на угол, при котором стрелка, закреплённая на оси магнита, установится по шкале указателя в среднее положение. При изменении температуры среды сопротивление терморезистора Rt и потенциал точки А изменятся. Нарушится равенство токов в рамках. Стрелка логометра покажет по шкале указателя новое значение температуры. Схема двойного моста, применяемая в ТЭУ, имеет значительно сниженные температурные погрешности и повышенную чувствительность по сравнению со схемой, применяемой в ЭДМУ.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 3. Термодатчик

Термодатчик. Конструктивно термодатчик (Рис. 3) состоит из теплочувствительного элемента, корпуса 1 и штепсельного разъёма 5. Теплочувствительный элемент представляет собой тонкую (d = 0,05 мм) никелевую проволоку 8, намотанную на слюдяную пластину 9. Для изоляции никелевую обмотку закрывают с обеих сторон так же слюдяными пластинами. Улучшению теплообмена между никелевой проволокой и окружающей средой служат теплопроводящие прокладки 10 из серебра. Материалом для изготовления корпуса 1 служит нержавеющая сталь. В качестве указателя применяется логометр, имеющий такое же устройство, как и в ЭДМУ.

Датчик типа ТНВ. Для скорости набегающего потока до 100 м/с применяются конструкции, подобные рассмотренной (термодатчик). Торможение потока среды датчиком при таких скоростях не вызывает значительной погрешности. Для измерения температуры среды, движущейся с большими скоростями, корпус датчика конструируют так, что ЧЭ располагается вдоль набегающего потока.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 4.Конструкция датчика типа ТНВ

Корпус 2 датчика типа ТНВ для измерения температуры наружного воздуха представляет собой сопло Лаваля, которое устанавливается своей продольной осью вдоль вектора скорости набегающего потока. Термочувствительный элемент 1 состоит из изолированной никелевой проволоки, намотанной на медный каркас. Такая конструкция датчика при скорости ЛА, соответствующей М ≥ 0,5, обеспечивает в узком сечении сопла скорость течения воздуха, равную скорости звука в этой среде. На основе знания температуры ЧЭ ΤТ и числа М определяется температура невозмущённого потока среды

Τ = ΤТ / 0,978 (1 – 0,2 М2)

При изменении температуры у терморезисторных термометров возникают методические погрешности:

- за счёт передачи части тепла от терморезистора к месту его крепления и конструкциям, имеющим меньшую температуру, чем температура измеряемой среды;

- от торможения потока движущейся среды на датчики, при котором происходит переход в тепло кинетической энергии движущейся среды;

- от нагрева терморезистора протекающим по нему током.

Первую методическую погрешность уменьшают путём увеличения площади части датчика, погруженной в среду, и улучшения теплоизоляции непогруженной части. Вторая погрешность устраняется с помощью изменения конструкции датчиков.

Третья методическая погрешность снижается подбором параметров измерительной схемы с целью уменьшения тока I , проходящего через ЧЭ.

Динамическая погрешность, которая свойственна терморезисторным термометрам, объясняется тем, что датчик, обладая определённой теплоёмкостью, не может мгновенно реагировать на изменение температуры среды, а делает это с конечной скоростью, определяемой конструкцией датчика. Погрешности указателя подобны погрешностям логометра ЭДМУ. Общая суммарная погрешность термометров типа ТУЭ составляет ±3%.

Термоэлектрические термометры. Принцип их действия основан на термоэлектрическом эффекте возникновения термоэлектродвижущей силы в термопаре при наличии разности температур её спаев. Термопара, которая является ЧЭ термоэлектрического термометра, состоит из двух разнородных проводников, соединённых между собой путём спайки, сварки или оплавления (Рис. 5).

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 5.Термопары с одним и двумя спаями

Для термопары термо-э.д.с. равна алгебраической сумме разностей потенциалов всех спаев. В термопаре, имеющей два спая, термо-э.д.с.

ЕАВ = (φА – φВ) + (φВ - φА ) = f ( Τ1) – f ( Τ2 )

где, φА и φВ – потенциалы проводников А и В соответственно;

Τ1 – температура исследуемой среды или температура горячего спая;

Τ2 – температура окружающей среды или температура холодного спая.

Для многих металлов возможна аппроксимация предыдущего выражения

ЕАВ = k ( Τ1 - Τ2 )

где, k – коэффициент пропорциональности, зависящий от материалов термопары.

Если температура холодного спая равна нулю, то зависимость термо-э.д.с. от температуры горячего спая ЕАВ = kΤ1 при Τ2 = 0.

В авиационных термоэлектрических термометрах наибольшее применение нашли следующие термопары:

хромель – копель (Х-К), хромель – алюмель (Х-А), никель – кобальтовый сплав – специальный алюмель (НК-СА) и железоникелевый сплав – специальный копель (НЖ-СК).

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 6. Статические характеристики применяемых термопар

На графике представлены статические характеристики наиболее применяемых термопар при температуре холодного спая, равной 0 0С, из которых видно, что термопары НК-СА и НЖ-СК имеют зоны нечувствительности, т.е. возникновение термо-э.д.с. у них начинается только при определённых температурах, для термопары НК-СА при Τ1>3000С, для НЖ-СК при Τ1>100 0С. Благодаря этому свойству в указанных термопарах колебания температуры окружающей среды от +60 до- 60 0С практически не оказывают влияние на значение термо-э.д.с. Следовательно, термометры, построенные на их основе, не имеют методической погрешности, которую вносит изменение температуры холодного спая.

Для измерения температуры могут быть использованы как отдельные термопары, так и термобатареи – соединение из нескольких термопар. Термобатареи измеряют температуру в различных точках среды и развивают термо-э.д.с., соответствующую средней измеренной температуре. Типовая электрическая схема авиационного термометра представлена на схеме. Такая схема относится к измерительным цепям прямого преобразования.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 7. Термопары НК-СА

Для уменьшения числа холодных спаев, являющихся источниками паразитных термо-э.д.с., в рассматриваемых схемах стремятся уменьшить число разнородных проводников. Поэтому провода, соединяющие термопару и указатель, изготавливают из тех же материалов, что и электроды термопар. В тех случаях, когда термопары состоят из благородных металлов, на изготовление проводов идут материалы с термоэлектрическими свойствами, подобными свойствам термопары. Соединительные провода для комплектов термопар НС – СА и НЖ – СК изготавливают из медного провода, так как медь в паре с этими термопарами развивает малые термо-э.д.с. при значительных изменениях Τ2.

В качестве указателей используются магнитоэлектрические гальванометры.

Термометры типа ТВГ (термоэлектрические термометры выходящих газов) нашли наибольшее применение в гражданской авиации и служат для измерения усреднённой температуры заторможенного потока газов по сечению сопла реактивного двигателя. Для этого применяют четыре последовательно соединённых термопары НК-СА низкой чувствительности (Рис. 7). Их суммарная термо-э.д.с. пропорциональна средней температуре газов. Проходящих через сечение сопла. Электрическая схема ТВГ состоит из медных соединительных проводов RВН, манганинового сопротивления RП , термосопротивления RТС , манганинового добавочного сопротивления RД и сопротивления рамки RР из медного провода.

Особенностью конструкции датчика термометра, представленного на рисунке 8 является наличие в защитной трубке 3 термопары 1 окна 2 большого размера для входа газов и окна 4 малого размера для выхода газов.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 8.Конструкция датчика-термометра с термопарой

Такая конструкция обеспечивает измерение температуры потока газов в заторможенном состоянии. По технологическим причинам невозможно получить идентичные статические характеристики всех изготавливаемых термопар. Поэтому термопары разделяют по группам, объединяя в них термопары с одинаковыми статическими характеристиками.

Соответственно каждой группе датчиков производится градуировка шкал указателей. Как датчики, так и указатели маркируются согласно нормам групп. При эксплуатации не допускается совместная установка датчиков и указателей, относящихся к разным группам.

Указателями термометров типа ТВГ (Рис. 9) являются магнитоэлектрические гальванометры.

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

9. Указатель термометра 10. Конструкция магнитоэлектрического

Гальванометра

Конструкция магнитоэлектрического гальванометра представлена на рисунке 10. Указатель состоит из стержневого магнита 7 с наконечником южного полюса в виде серповидной пластины 6 и наконечником северного полюса в виде разрезанного кольца 3, связанного с полюсом магнитопроводом 8. В зазоре между наконечниками перемещается рамка 4, жёстко связанная с осью 1, к которой крепиться стрелка 9, и спиральные уравновешивающие пружины 2,5и 10. Такая конструкция указателя обеспечивает угол отклонения стрелки до 2300. Предел измерения термометра типа ТВГ 300 – 900 0С. Погрешность в основном диапазоне замеров 45 – 750 0С не превышает ± 15 0С. Основными недостатками рассмотренного прибора является, наличие зоны нечувствительности до 100 0С. Следует также учитывать динамическую погрешность термометра. Постоянная времени прибора, на которую в основном влияет инерционность датчика, составляет 2 – 3 с.

С появлением ЛА больших размеров и увеличением расстояния между местами установки датчиков и указателей, а также ужесточением требований к точности измерений широкое применение получили термометры, основанные на компенсационном методе измерений (Рис. 11).

Температуры газов за турбиной двигателя. - student2.ru

Рис. 11. Схема термометра, основанного на компенсационном методе измерений

Разность термо-э.д.с., снимается с термопар Т, и напряжение компенсации, снимаемое с мостовой схемы, состоящей из резисторов R1 – R9, поступают на усилитель УС и двухфазный индукционный реверсивный двигатель М. Последний через редукторы Р1и Р2 перемещает стрелки указателя и изменяет сопротивление R6 до тех пор, пока напряжение мостовой схемы не скомпенсирует термо-э.д.с., получаемой с термопар Т. Питание мостовой схемы осуществляется от выпрямителя, состоящего из резисторов R13, R14, диода Д1, фильтрующей ёмкости С1 и стабилизаторов Д2 –Д6.

При изменении температуры окружающей среды меняется термо-э.д.с. термопар, но одновременно меняется и напряжение диагонали мостовой схемы за счёт изменения терморезистора R2, имеющего температуру холодного спая термопар. Параметры схемы подобраны так, что они полностью взаимно компенсируются. Таким образом. В измерительную цепь указателя подаётся сигнал от термопар, соответствующий температуре их горячих спаев. Ввиду особенностей компенсационного метода измерений общие суммарные ошибки такого прибора будут составлять ± 10 0С при диапазоне измерений 300 – 1000 0С.

Наши рекомендации