Конкурентные преимущества инновационных разработок в горном машиностроении

Инновационные разработки в горном машиностроении Кузбасса

Повышение конкурентоспособности горного машиностроения за счет инновационных технологий

Содержание

Введение

Теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности

1.2 Анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Инновационные технологии в машиностроении

Маркетинговые исследования рынка горно-проходческого оборудования

Оценка объемов строительства подземных выработок.

Структура рынка и объем потребления проходческих щитов в России.

Мировые тенденции в подземном строительстве.

Инновационная конкурентоспособная технология – геоход.

Сравнительная оценка конкурентоспособности геохода

Анализ конкурентных преимуществ геохода

Финансово-экономическое обоснование реализации производства геохода.

3.4 Технико-экономические показатели опытно-промышленного производства на примере ОАО «КОРМЗ»

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

Введение

В последние годы объемы освоения подземного пространства всеми странами, включая Российскую Федерацию, имеют тенденцию к постоянному увеличению. Сооружение капитальных подземных выработок в угольных шахтах, метростроении – это дорогостоящий и трудоемкий процесс.

В магистерской работе рассмотрена проблема конкурентоспособности отечественного горного машиностроения на примере создания инновационных технологий. Обоснованием выбора темы стало критическое состояние машиностроительной отрасли России, и в частности Кузбасса в силу известных факторов последнего времени: введение санкций, кризисные явления в экономике, обвал рубля, отсутствие должного уровня импортозамещения в отрасли.

На проведенной в Кемерово региональной промышленной конференции «Страна живет, когда работают заводы», было сказано о переходе к принципиально новому этапу в Российской экономике – от экспорто-сырьевого к промышленно-ориентированному типу развития. Для достижения данной цели необходимо повышать конкурентоспособность машиностроительных предприятий. В частности, одной из компонент рассматривается возможность внедрения новых технологий, модернизация производственного комплекса. Если ранее машиностроение занимало третье место в Кузбассе в региональном валовом продукте (около 21%) после угольной промышленности и металлургии, то сегодня этот показатель не более 3%. В отрасли работало более 140 тысяч работников, то сейчас их менее 30 тысяч.

Таким образом, обоснование и внедрение инновационных конкурентоспособных технологий в горном машиностроении является актуальной, научной и практической задачей, решение которой позволит поднять уровень отечественного машиностроения и станет важным элементом в импортозамещении горнопроходческого оборудования.

Цель работы состоит в технико-экономическом обосновании создании принципиально новой конкурентоспособной технологии в строительстве подземных сооружений.

Основная идея работы состоит в том, что бы проанализировать передовые инновационные технологии, доказать их конкурентоспособность в современных экономических условиях.

Задачи исследований:

- исследовать теоретические основы конкурентоспособности,

-проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия,

-провести маркетинговые исследования рынка горнопроходческого оборудования,

-оценить структуру и объемы рынка подземных выработок и горнопроходческого оборудования в России,

- обосновать создание принципиально новой горной техники и сравнить ее с аналогами,

- провести финансово-экономическое состояние реализуемого проекта на примере ОАО «КОРМЗ».

Практической значимостью работы является обоснование внедрения в горном деле, метростроении и других объектах шахтного строительства принципиально нового наукоемкого продукта – «геохода», значительно повышающего конкурентоспособность в подземном строительстве.

Научная новизна работы заключается в выработке обоснованных решений по повышению конкурентоспособностей предприятия на основе проведенного анализа, обобщений и сравнительной оценки. В работе использованы следующие методы: SWOT - анализ, метод радиальной диаграммы – построение многоугольника конкурентоспособности, дифференциальный метод, технология Quad.




1. Теоретические аспекты конкурентоспособности

1.1 Сущность понятий конкуренции и конкурентоспособности

Конкуренция – одна из самых фундаментальных экономических категорий. Однако само понятие «конкуренция» часто трактуется экономистами в различных смыслах. Термин «конкуренция» от латинского «concurrentia» означает «столкновение», «состязание».

Огромную заслугу в определении и интерпретации понятий «конкуренции» и «конкурентоспособности» следует отнести представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикаpдо. В следующие периоды максимальное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маpшалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.

Адам Смит [9, С.767] связывал кoнкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным метoдом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спрoса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного пpоизводства, поскольку благодаря конкуpенции пpоисходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая «невидимая рука», которая координирует деятельность участников рынка.

Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики [7, С.128].

В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется «свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли» [13, С.17].

Английский ученый А.Маршалл стал основоположником варианта неоклассического поведенческого истолкования конкуренции [14, С.60]. Он идентифицировал ее с борьбой за определенные экономические блага и, конечно, за потребительский капитал. Иначе его теорию можно определить как: распределение благ владельцами при условии их выгоды. Таким образом, именно они решают кому предоставить соответствующие блага а кому нет.

«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», – считает современный американский экономист П. Хейне [16, С.383].

В работах великих экономистов начала ХХ века (А.Курно, Дж. Робинсона, Э. Чемберлина и др.) была заложена основа нынешней западной теории конкуренции. Это структурная конкуренция, в отличие от поведенческой конкуренции конца ХIХ века.

Великий экономист Й. Шумпетер отмечал, что подобную конкуренцию нельзя отнести на счет товаров, но при условии возникновения нового товара или новой технологии, или новой организации – это проявление нового актуального вида конкуренции[17, С.20-27].

Более определенно высказывался Ф. Хайек. Он утверждал, что государственное устройство уже существует, т.е. конкуренция происходит в существующей системе. Иными словами, ограничение со стороны государства жизненно необходимы[22, С.132].

Среди критиков модели совершенной конкуренции следует отметить Ф.И. Эджуорта (математическое описание), А.Л. Лернера (монополизм власти), К. Викселя (дискриминация в области цен) и др.

Основные понятия, общие признаки, сущность, движущие силы конкуренции были сформулированы лишь в 50-ых годах ХХ века. Это 4 классические модели: конкуренция совершенная, монополистическая, олигополия и чистая монополия.

Впервые о борьбе конкурентов между собой и особенностях структуры рынка в своих работах отметили К.Р. Макконелл и С.Л. Брю. Именно они определили конкуренцию как функцию от числа независимых покупателей и продавцов. В эту структуру входила так же возможность покупателям и продавцам свободно входить и выходить из рынка. [12, С.940].

Функциональный подход рассматривает роль конкуренции в экономике.

Представителем этого подхода явился Й. Шумпетер. Он проповедовал конкуренцию как соперничество старого с новым. Иными словами устаревшие технологии вытесняются с рынка новаторами с новыми технологиями [17, С.20-27].

Ф. Хайек рассматривал конкуренцию как «процедуру открытия». Он подразумевал, что на рынке скрытое всегда становится явным – и причина этому конкуренция. Он так же отмечал о возможности нескольких линий поведения предприятия, причем какая-то из них приведет в тупик, а другая станет конкурентоспособной.

Суммируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что определение понятия конкуренции имеет множество подходов. Однако, сущность конкуренции как экономического явления – это безусловный поведенческий подход. В нашей работе конкуренция определяется как соперничество между предприятиями, которые стремятся к одной и той же цели при условии ограниченности собственных ресурсов, способствующих ее достижению. Общеизвестно, что в условиях рыночной экономики реализация продукции плюс прибавочная стоимость являются основным способом получения прибыли.

Наиболее детально о сущности конкуренции, ее мотивах, силах и условиях наиболее детально рассмотрены в трудах крупного экономиста М. Портера.

Основной научной заслугой М. Портера можно считать понятие пространства конкуренции, разработанное им, это – 5 сил конкуренции. [19, С.374]

Наши рекомендации