Методические указания по выполнению задач 58-85
При решении задач следует пользоваться литературой [23]; [21, т.1]; [5, т.2, с.271-278] , а также: Макиеико Н.И. Слесарно-сборочные и ремонтные работы. – Л. :Лениздат, 1978. Допуски и посадки. Справочник в 2-х томах./Под ред. Мягкова В.Д. - Л.:Машиностроение, 1988.
Решение задачи рекомендуется производить в такой последовательности:
Определение максимального натяга в сопряжении.
Производится любым способом, известным из курса "Нормирование точности и технические измерения", в частности по формулам:
Nmax = dmax – Dmin; мм
Nmax = es – EI; мм
где dmax- наибольший предельно-допустимый диаметр вала (охватываемой детали), мм;
es - верхнее отклонение размера вала, мм;
Dmin - наименьший предельно-допустимый диаметр отверстия
(охватывающей детали), мм;
EI - нижнее отклонение размера отверстия.
es и EI - определяется по ГОСТ 25347-89 (СТ СЭВ 144-75).
Удобно определять максимальный натяг по справочнику "Допуски и посадки", том I / Под ред. Мягкова В.Д. - Л.:Машиностроение, 1988 , табл. 1.51-1.52, с. 161-167 .
При сопряжениях с подшипниками качения предельные отклонения размеров подшипника определяются [21, т.2, с.66-68], а также:
Допуски и посадки, том 2. [Под ред. Мягкова В.Д. - Л.:Машиностроение, 1988, с.805-812 , табл.4.70-4.75] или по приведенным ниже таблицам 12 и 13
Таблица 12- Натяги и зазоры при посадках шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников на вал. Класс точности 0
(ГОСТ 3325‑85)
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Предельные отклонения диаметра отверстия подшипника dm | Натяги (+), зазоры (–) для посадок: | ||||||||||
L0/n6 | L0/m6 | L0/k6 | L0/js6 | L0/j6 | ||||||||
верхн. | нижн. | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | |
Св. 6 до 10 | –8 | +27 | +10 | +23 | +6 | +18 | +1 | +12,5 | –4,5 | +15 | –2 | |
Св. 10 до 18 | –8 | +31 | +12 | +26 | +7 | +20 | +1 | +13,5 | –5,5 | +16 | –3 | |
Св. 18 до 30 | –10 | +38 | +15 | +31 | +8 | +25 | +2 | +16,5 | –6,5 | +19 | –4 | |
Св. 30 до 50 | –12 | +45 | +17 | +37 | +9 | +30 | +2 | +20,0 | –8,0 | +23 | –5 | |
Св. 50 до 80 | –15 | +54 | +20 | +45 | +11 | +36 | +2 | +24,5 | –9,5 | +27 | –7 | |
Св. 80 до 120 | –20 | +65 | +23 | +55 | +13 | +45 | +3 | +31,0 | –11,0 | +33 | –9 | |
Св. 120 до 180 | –25 | +77 | +27 | +65 | +15 | +53 | +3 | +37,5 | –12,5 | +39 | –11 |
Продолжение таблицы 12
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Предельные отклонения диаметра отверстия подшипника dm | Натяги (+), зазоры (–) для посадок: | ||||||
L0/h6 | L0/g6 | L0/f6 | ||||||
верхн. | нижн. | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | |
Св. 6 до 10 | –8 | +8 | –9 | +3 | –14 | –5 | –22 | |
Св. 10 до 18 | –8 | +8 | –11 | +2 | –17 | –8 | –27 | |
Св. 18 до 30 | –10 | +10 | –13 | +3 | –20 | –10 | –33 | |
Св. 30 до 50 | –12 | +12 | –16 | +3 | –25 | –13 | –41 | |
Св. 50 до 80 | –15 | +15 | –19 | +5 | –29 | –15 | –49 | |
Св. 80 до 120 | –20 | +20 | –22 | +8 | –34 | –16 | –58 | |
Св. 120 до 180 | –25 | +25 | –25 | +11 | –39 | –18 | –68 |
Таблица 13- Натяги и зазоры при посадках шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников в корпус. Класс точности 0
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Предельные отклонения диаметра отверстия подшипника dm | Натяги (+), зазоры (–) для посадок: | ||||||||||
P7/l0 | N7/l0 | M7/l0 | K7/l0 | Js7/l0 | ||||||||
верхн. | нижн. | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | |
Св. 6 до 10 | –8 | +24 | +1 | +19 | –4 | +15 | –8 | +10 | –13 | +7 | –15 | |
Св. 10 до 18 | –8 | +29 | +3 | +23 | –3 | +18 | –8 | +12 | –14 | +9 | –17 | |
Св. 18 до 30 | –9 | +35 | +5 | +28 | –2 | +21 | –9 | +15 | –15 | +10 | –19 | |
Св. 30 до 50 | –11 | +42 | +6 | +33 | –3 | +25 | –11 | +18 | –18 | +12 | –23 | |
Св. 50 до 80 | –13 | +51 | +8 | +39 | –4 | +30 | –13 | +21 | –22 | +15 | –28 | |
Св. 80 до 120 | –15 | +59 | +9 | +45 | –5 | +35 | –15 | +25 | –25 | +17 | –32 | |
Св. 120 до 150 | –18 | +68 | +10 | +52 | –6 | +40 | –18 | +28 | –30 | +20 | –38 | |
Св. 150 до 180 | –25 | +68 | +3 | +52 | –13 | +40 | –25 | +28 | –37 | +20 | –45 |
Продолжение таблицы13
Интервалы номинальных диаметров d, мм | Предельные отклонения диаметра отверстия подшипника dm | Натяги (+), зазоры (–) для посадок: | ||||||
J7/l0 | H7/l0 | G7/l0 | ||||||
верхн. | нижн. | наиб. | наим | наиб. | наим | наиб. | наим | |
Св. 6 до 10 | –8 | +7 | –16 | –23 | –5 | –28 | ||
Св. 10 до 18 | –8 | +8 | –18 | –26 | –6 | –32 | ||
Св. 18 до 30 | –9 | +9 | –21 | –30 | –7 | –37 | ||
Св. 30 до 50 | –11 | +11 | –25 | –36 | –9 | –45 | ||
Св. 50 до 80 | –13 | +12 | –31 | –43 | –10 | –53 | ||
Св. 80 до 120 | –15 | +13 | –37 | –50 | –12 | –62 | ||
Св. 120 до 150 | –18 | +14 | –44 | –58 | –14 | –72 | ||
Св. 150 до 180 | –25 | +14 | –51 | –65 | –14 | –79 |
Выбор способа сборки.
Способ сборки может приниматься исходя из следующих рекомендаций:
2.1.Для соединений типа вал-колесо зубчатое, вал-шкив при
нормальной прочности деталей может применяться прессовая сборка, если усилие прессования не будет превышать 1,6 МН (160 тс),
при недостаточной жесткости одной из деталей или при выполнении
посадок с большими натягами рекомендуется сборка при помощи температурных воздействий.
2.2.Для соединений с подшипниками качения прессовая сборка
может применяться:
если K = P/d ≤0,5 кН/мм,
где Р - усиление прессования;
d - Номинальный посадочный диаметр подшипника.
В остальных случаях применяется сборка при помощи температурных воздействий.
2.3. При сборке с помощью температурных воздействий нагрев охватывающей детали не должен превышать 350°С, а для подшипников качения - 125°С; если для сборки соединения необходима большая разность температур, следует применять совмещенный способ, т.е. нагрев охватывающей детали и охлаждение охватываемой детали.
Суммарная разность температур не должна превышать 450°С.
2.4. Усилие запрессовки (при сборке без нагрева) может быть определено по [5, т.2, с.272] , а также по формуле:
P = ; кН,
где f - коэффициент трения (со смазкой f = 0,85; без смазки f =1,13);
d - Номинальный диаметр сопряжения, мм;
l - Длина сопряжения, мм;
p - Давление на поверхности сопряжения
p= ,
где d; Nmax, мм
E1, E2 - модули упругости материалов охватываемой (Е1)
и охватывающей (E2) деталей, МПа;
C1, C2 - коэффициенты, характеризующие жесткость деталей.
Коэффициенты С1 и С2 определяются для каждой из деталей
Рисунок 1 –Схема для определения коэффициентов С1 и С2
Таблица 14- Значения коэффициентов С1 и С2
С1 | С2 | |||||
Сталь | Чугун | Бронза | Сталь | Чугун | Бронза | |
0,00 | 0,70 | 0,75 | 0,67 | 1,3 | 1,25 | 1,33 |
0,10 | 0,72 | 0,77 | 0,69 | 1,32 | 1,27 | 1,35 |
0,20 | 0,73 | 0,83 | 0,75 | 1,38 | 1,38 | 1,41 |
0,30 | 0,89 | 0,94 | 0,86 | 1,49 | 1,44 | 1,52 |
0,40 | 1,08 | 1,13 | 1,05 | 1,68 | 1,63 | 1,71 |
0,45 | 1,21 | 1,26 | 1,18 | 1,81 | 1,76 | 1,84 |
0,50 | 1,37 | 1,42 | 1,34 | 1,95 | 1,92 | 2,00 |
0,55 | 1,57 | 1,62 | 1,54 | 2,17 | 2,12 | 2,20 |
0,60 | 1,83 | 1,88 | 1,80 | 2,43 | 2,38 | 2,46 |
0,65 | 2,17 | 2,22 | 2,14 | 2,77 | 2,72 | 2,80 |
0,70 | 2,62 | 2,67 | 2,59 | 3,22 | 3,17 | 3,25 |
0,75 | 3,28 | 3,33 | 3,25 | 3,84 | 3,79 | 3,87 |
0,80 | 4,25 | 4,80 | 4,22 | 4,85 | 4,80 | 4,88 |
0,85 | 5,98 | 6,03 | 5,95 | 6,58 | 6,53 | 6,61 |
0,90 | 9,23 | 9,28 | 9,20 | 9,88 | 9,78 | 9,86 |
0,925 | 12,58 | 1,2,63 | 12,56 | 13,18 | 13,18 | 13,21 |
0,950 | 18,70 | 18,75 | 18,67 | 19,30 | 19,25 | 19,33 |
0,975 | 38,70 | 38,75 | 38,67 | 39,30 | 39,25 | 39,33 |
0,990 | 98,70 | 98,75 | 98,67 | 99,30 | 99,25 | 99,33 |
Примечание. При - сплошная охватываемая деталь (вал). При — корпусная охватывающая деталь (отверстие) |
2.5. При сборке с температурным воздействием необходимые температуры нагрева (охлаждения) деталей могут быть определены по рекомендациям [5, т.2, с.272-273], а также по формулам:
- при нагреве (охлаждении) одной из деталей конечная температура нагрева (охлаждения)
°С,
где d ; Nmax мм
- коэффициент линейного расширения (сжатия) материала детали, мм/I°С.
- температура окружающей среды; обычно =±20°С (со знаком плюс при нагреве и со знаком минус при охлаждении).
Коэффициенты линейного расширения, применяемые при определении температуры нагрева или охлаждения детали перед запрессовкой, и модули упругости для различных металлов приведены в таблице 15
Таблица 15 –Коэффициент α
Материал | α; мм/I°С | Модуль упругости, МПа | |
при нагревании | при охлаждении | ||
Сталь и стальное литье | 0,000012 | - 0,0000085 | |
Чугунное литье | 0,000010 | -0,000008 | |
Медь | 0,000016 | -0,000014 | |
Бронза | 0,000017 | -0,000015 | |
Латунь | 0,000018 | -0,000016 | |
Алюминиевые сплавы | 0,000023 | - 0,000018 |
2.6. При совмещенном способе разность температур определяется:
;
где - температура нагрева охватывающей детали;
- температура охлаждения охватывающей детали
-190°С
Охлаждают детали путем полного или частичного погружения в охлаждающую среду или охладительную камеру. В качестве охладительных сред принимают сжиженные газы, имеющие низкие температуры:
- жидкий воздух - -193°С;
- жидкий кислород - -183°С;
-жидкий азот- -190°С;
-сухой лед- -72°С.
Наиболее просто выполняется охлаждение в твердой углекислоте.