Выбор, расчет подшипников качения
Для валов редуктора выбираем шариковые подшипники (радиальные) легкой серии , так как передача прямозубая ( отсутствуют осевые нагрузки):
Т а б л и ц а 5 – Основные параметры выбранных радиальных подшипников.
Наименование | Подшипник | d, мм | D, мм | В, мм | С, кН | С0 кН |
Ведущий вал | 25,5 | 13,7 | ||||
Ведомый вал | 17,8 |
Исходные данные:
- частота вращения вала n3 = 141,1об/мин;
- суммарные реакции в опорах
;
.
- шарикоподшипники радиальные №208, класс точности 0;
- динамическая грузоподъемность С = 32 кН.
Проверка подшипников ведется по наиболее нагруженной опоре, поэтому расчет выполняется по реакции . Расчет ведем по динамической грузоподъемности. Критерий динамической грузоподъемности является долговечность.
Номинальная долговечность (ресурс в часах):
(13.1)
где С - динамическая грузоподъемность,
Р – эквивалентная нагрузка,
р – показатель степени (для шарикоподшипников р = 3),
n – частота вращения вала.
Эквивалентная нагрузка определяется по формуле:
Р = Fr×V×Ср ×Кт , (13.2)
где - радиальная сила на наиболее нагруженном подшипнике;
V=1 – коэффициент вращения (при вращении внутреннего кольца[1]),
Кт = 1 – температурный коэффициент[1].
Ср = 0,88 – коэффициент режима нагрузки.
Следовательно, срок службы подшипников
,
что больше минимального срока службы .
Вывод: выбранный подшипник № 208 удовлетворяет критерию динамической грузоподъемности.
РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Для всех шпоночных соединений принимаем шпонки призматические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала. . (14.1)
Рисунок 12- шпоночное соединение.
Ведущий вал.
Шпонка под посадку упругой муфты.
Исходные данные для выбора шпонки:
Диаметр вала под полумуфту d1 = 40 мм. Длину шпонки принимаем:
l= 32 мм выбираем шпонку .
Ведомый вал.
Шпонка под посадку зубчатого колеса редуктора: диаметр шейки под посадку зубчатого колеса ; длина ступицы зубчатого колеса ; длина шпонки
Шпонка под посадку шестерни открытой зубчатой передачи: диаметр шейки под посадку d2 = 34 мм; длина ступицы шестерни длина шпонки
Проверку шпоночных соединений проводим по напряжениям смятия по формуле
(11.1)
где рабочая длина шпонки;Т – передаваемый момент на валу шпонки,
d – диаметр вала, t1 – глубина паза вала, h - высота шпонки.
Для шпонки ведущего вала под посадку упругой муфты:
Для шпонки ведомого вала под посадку зубчатого колеса:
Для шпонки ведомого вала под посадку шестерни открытой зубчатой передачи:
Во всех случаях напряжения , что обеспечивает условие прочности шпоночных соединений редуктора
Т а б л и ц а 6 – основные параметры выбранных шпонок.
Наименование | d , мм | T, Нм | bxhxl, мм | |
Ведущий вал | 29,95 | 10x8x38 | 22,3 | |
Ведомый вал | 144,111 | 10x8x40 | 94,2 | |
144,111 | 14x9x50 | 50,8 |