Приборы освещения и световой сигнализации
Световые приборы повышают безопасность движения автомобиля и создают удобство для водителя и пассажиров. Из-за отказа приборов освещения и световой сигнализации в темное время суток происходит свыше 40% дорожно-транспортных происшествий, несмотря на то, что в дневное время число эксплуатируемых автомобилей в несколько раз больше. Поэтому исправность приборов освещения и сигнализации, правильное пользование ими при движении автомобиля и на кратковременных стоянках значительно повышают безопасность дорожного движения. Основное назначение внешних световых приборов - освещение пути следования автомобиля, а приборов сигнализации - передача и обмен информацией между участниками дорожного движения.
К основным внешним световым приборам относятся фары дальнего и ближнего света, противотуманные фары, передние фонари (габаритные и стояночные огни, указатели поворота), задние фонари (стояночные и габаритные огни, огни заднего хода, противотуманные огни, указатели поворота, сигналы торможения), боковые фонари, фонарь освещения номерного знака, световозвращатели и опознавательный знак (фонарь) автопоезда.
Для внутреннего освещения автомобиля служат плафоны освещения салона кузова или кабины, лампы освещения щитка приборов. Кроме того, автомобиль оснащается подкапотной и переносной лампами, а также лампами багажника и вещевого ящика у легковых автомобилей.
К приборам сигнализации относятся световые указатели поворота автомобиля, сигнал торможения, звуковой сигнал, контрольные лампы аварийного давления масла, повышенной температуры жидкости в системе охлаждения двигателя, заряда аккумуляторной батареи, включения стояночного тормоза, указателей поворота, дальнего света фар.
Фары дальнего и ближнего света. В соответствии с ГОСТ 3544-75 фары дальнего и ближнего света изготовляются следующих типов: С — фары ближнего света и дополнительного дальнего; R - фары дальнего света: CR - фары ближнего и дальнего света. Фары типа С и R применяются в четырехфарной системе освещения, а фары типа СR - в двухфарной. Фары всех типов должны обеспечивать достаточную видимость дороги и объектов на ней как при ближнем свете, так и при дальнем - для поддержания необходимой скорости движения и безопасности движения автомобиля.
Фары могут быть установлены в следующих сочетаниях: две фары с диаметром выходного отверстия отражателей 170 мм; две прямоугольные фары с размерами выходного отверстия отражателей 225х130 мм; четыре фары с диаметром выходного отверстия отражателей 136 мм (две внутренние - только дальнего света). В двухфарной системе широкое распространение получили фары типа CR (ФГ-140) с диаметром оптического элемента 170 мм.
Фара ФГ-140 (рис.155) состоит из герметизированного оптического элемента, закрепленного в корпусе 4 с помощью держателя 5 и наружного ободка 2. Оптический элемент включает в себя отражатель 6, рассеиватель 1, лампу 8 и экран 7, снижающий ослепляющее действие ближнего света при разъездах встречных автомобилей.
Отражатель 6 полуразборного оптического элемента фары воспринимает основную часть светового потока, выпускаемого лампой, и отражает его на рассеиватель в виде концентрированного светового пучка. Отражатель изготовляется из стальной листовой ленты и имеет форму правильного параболоида вращения. Зеркальная поверхность отражателя состоит из тонкого слоя алюминия, нанесенного по лаковому подслою методом распыливания алюминия в вакууме. Такая поверхность отражает около 90% падающего на нее света.
Рассеиватель 1 перераспределяет отраженные световые лучи, преломляет и рассеивает их в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Он представляет собой преимущественно выпуклое стекло, на внутренней поверхности которого отформованы различные по форме линзы и призмы, обеспечивающие необходимое преломление и рассеяние световых лучей. Рассеиватель приклеивается к отражателю или завальцовывается с ним через резиновую прокладку.
В горизонтальной плоскости рассеиватель распределяет световой поток на 18-20°, что улучшает освещение обочин дороги. Применяются также рассеиватели асимметричного типа, позволяющие увеличить дальность видимости с правой стороны дороги, что повышает безопасность движения. В конструкции фар предусмотрена регулировка направления их светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах до 4-5° от исходного положения. Свет фар регулируют при помощи двух регулировочных винтов 3 и 13, которые, воздействуя на держатель 5, изменяют положение оптического элемента, закрепляемого на корпусе фары винтами 12. Лампу вставляют в оптический элемент через отверстие в отражателе и закрепляют патроном 9. К патрону присоединена штеккерная колодка 10, соединенная проводом с корпусом фары, а проводниками 11 - с переключателем света.
На легковых автомобилях широкое применения находят прямоугольные фары, так как они имеют большую площадь отражателя, что позволяет при одинаковой мощности ламп получить лучшую освещенность дороги.
Лампы. В зависимости от назначения лампы делятся на лампы фар ближнего и дальнего света, передних, задних и боковых фонарей, противовакуумных фар, плафонов внутреннего освещения и щитка приборов. Автомобильные лампы выполняют одно- и двухнитевыми. Лампы, предназначенные для установки в фары (рис.156), изготовляют преимущественно двухнитевыми. Они состоят из колбы 1, нити 3 ближнего света, нити 2 дальнего света, экрана 4, фланца 5, цоколя 6 и контактных выводов 7. Лампы характеризуются потребляемой мощностью, расположением нитей накала и конструкцией фокусирующего цоколя 6, обеспечивающего при помощи фланца 5 точное расположение нитей накала относительно фокуса отражателя. Широкое применение находят лампы с фокусирующими цоколями типа 2ФД-42 и Р45t-41 (рис.156, а и б).
Для получения двух световых потоков дальнего и ближнего света нить 2 располагают в фокусе отражателя (дальний свет), а нить 3 - вне его фокуса (ближний свет). Включая одну или другую нить, водитель переключает фары на дальний или ближний свет.
В настоящее время широкое распространение получили фары с асимметричным распределением ближнего света. Эти фары обеспечивают лучшую освещенность правой части дороги и уменьшают возможность ослепления водителя встречного транспорта. Это достигается расположением нити 3 ближнего света выше и левее оптической оси отражателя, установкой экрана 4 перед нитью ближнего света и улучшенным светораспределением рассеивателя.
Нити ламп изготовляют из вольфрамовой проволоки, допускающей температуру нагрева до 2800 С. Для уменьшения испарения вольфрама колбы ламп мощностью до 3 Вт делают вакуумными, а свыше 3 Вт наполняют инертными газами (смесь 96% аргона и 4% азота).
Широкое применение находят галогенные лампы, особенностью которых является наличие в среде инертного газа галогенов (обычно паров йода или брома) или их соединений. Галогенные пампы (рис.156, в и г) отличаются меньшими размерами колбы, повышенной, примерно в 1,5-2 раза, яркостью вследствие повышения температуры накала до 3300°С и увеличенной на 20-30% освещаемостью дороги и объектов.
Противотуманные фары. Световые лучи обыкновенных фар при движении в тумане ослепляют водителя встречного автомобиля. Ослепление вызывается тем, что световые лучи отражаются от капелек тумана и создают световую завесу перед автомобилем. Дорога и предметы, расположенные по сторонам, освещаются плохо. Поэтому применяют противотуманные фары, которые отличаются от фар ближнего и дальнего света специально рассчитанным светораспределением, обеспечивающим широкий луч света с удовлетворительной видимостью на расстоянии 20-30 м. Это позволяет в условиях тумана или недостаточной метеорологической видимости двигаться автомобилю со скоростью 20-30 км/ч.
В противотуманных фарах ФГ119 и ФГ120Б (рис.157, а), устанавливаемых на отдельных моделях автомобилей (МАЗ, КамАЗ, ГАЗ и др.), применена специальная форма отражателя 2 и изменена форма линз и призм рассеивателя 1. Это позволяет увеличить угол рассеяния светового потока до 70 в горизонтальной плоскости с большим наклоном его вниз (рис.157, б).
Противотуманные фары устанавливаются ниже фар освещения, и высота их расположения должна быть не менее 250 мм от дорожного покрытия; нижнее расположение фар улучшает освещение дороги перед автомобилем. Световой пучок фары по вертикали регулируют винтом 6 (рис.157, а), с помощью которого отражатель можно повернуть на 8—10 от исходного положения.
В фарах применяют галогенные лампы 4 с экраном 3, предотвращающим ослепление прямыми лучами водителей встречного транспорта. Патрон 5 лампы имеет конструкцию, аналогичную конструкции патрона обычных фар. Рассеиватели противотуманных фар для создания лучшего цветового контраста изготовляют из стекла желтого цвета.
Указатель поворота. На автомобилях применяют световые указатели поворота, предназначенные для сигнализации о предстоящем изменении направления движения. Устройство указателя поворота грузового автомобиля с прерывателем типа РС57 показано на рис.158, а. Он состоит из сигнальных ламп 15 и 18, установленных в задних и передних фонарях, контрольной лампы 14 щитка приборов и термоэлектромагнитного прерывателя, расположенного на основании 12 из диэлектрика. К кронштейну 11 прерывателя приклепан сердечник 8, на который намотана обмотка 10, включенная последовательно с сигнальными лампами. По обе стороны сердечника закреплены стальные якорьки 1 и 9 с контактами 4 и 5. К якорьку 1 крепится нихромовая струна 3, через резистор 2 соединенная с неподвижным контактом 4. В нерабочем состоянии контакты 4 разомкнуты под действием натянутой нихромовой струны, а контакты 5 разомкнуты вследствие натяжения упругой пластины 7, упирающуюся в упор 6.
При замкнутых контактах выключателя зажигания 13 и включенных переключателем 17 сигнальных лампах 18 ток от аккумуляторной батареи проходит по следующей цепи: положительная клемма аккумуляторной батареи - выключатель зажигания 13 - клемма Б - кронштейн 11 - сердечник 8 -якорек 1 - нихромовая струна 3 - добавочный резистор 2 -обмотка реле 10 - клемма СЛ - переключатель 17 – лампы 18 или 15 - корпус автомобиля - отрицательная клемма батареи. Так как в цепь включен резистор с сопротивлением 18 Ом, нити ламп горят слабые- накалом.
Проходящий по струне 3 ток вызывает ее нагрев, струна удлиняется и ее натяжение ослабевает, вследствие чего якорек 1 притягивается к сердечнику электромагнита, и контакты 4 прерывателя замыкаются. Замкнутые контакты 4 шунтируют резистор 2 и струну 3. При этом сила тока в цепи ламп увеличивается и нити их светятся полным накалом. Прерывание тока в струне сопровождается ее охлаждением и уменьшением длины. Струна натягивается и размыкает контакты, после чего процесс повторяется.
Периодическое замыкание и размыкание цепи контрольной лампы 14 обеспечивается работой контактов 5. Частота вибрации контактов, а следовательно, и число миганий ламп в минуту составляет 80-120 и регулируются винтом 16.
В момент замыкания контактов 4 возрастает сила тока в обмотке 10, сердечник намагничивается сильнее и, притягивая якорек 9, замыкает контакты 5. При этом контрольная лампа горит полным накалом. После размыкания контактов 4 вследствие уменьшения силы тока в обмотке сердечника его намагничивание уменьшается, под действием упругой пластины 7 контакты 5 размыкаются и цепь контрольной лампы выключается.
Прерыватели типа РС57 устанавливаются на грузовых автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-66-01, ЗИЛ-130 и др.
Схема светового указателя поворота легкового автомобиля показана на рис.158, б. К нему кроме ламп, расположенных в передних и задних фонарях, подключены две сигнальные лампы боковых фонарей 19, расположенных с правой и левой сторон автомобиля.
Для включения указателя служит рычажный переключатель 20, установленный на рулевой колонке. Возвращение рычага в нейтральное положение происходит автоматически при выводе управляемых колес в положение прямолинейного движения.
Сигнал торможения. Для световой сигнализации о торможении служат сигнальные однонитевые лампы, которые устанавливаются в задних фонарях автомобиля. Для включения ламп имеются специальные выключатели, работающие от тормозной системы автомобиля.