Инструкция по работе с методическим указанием
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения технических специальностей высшего профессионального образования
Краснодар
УДК 669.7.017
Составитель: канд. техн. наук, доц. В.Н.Киприянова
Под редакцией док.техн.наук, проф. В.П.Артемьева
Материаловедение. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников технических специальностей высшего профессионального образования /Сост.: В.Н.Киприянова; Кубанский гос. Технол.ун-т. Каф.материаловедения и автосервиса.- – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2009. – 39 с.
В методических указаниях изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы лабораторных работ, вопросы к экзамену (зачету), рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.
Рецензенты: канд. Техн. Наук, доц. А.Г.Соколов
Канд. Техн. Наук, проф.Ю.А.Кабанков
© КубГТУ, 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………………..4
1 Нормативные ссылки…………………………………………………. 5
2 Инструкция по работе с учебно – методическим пособием…………5
3 Программа дисциплины……………………………………………… 6
4 Контрольная работа…………………………………………………… 10
5 Задания на контрольные работы …………………………………… 10
6 Темы лабораторных работ…………………………………………… 35
7 Содержание и оформление контрольных работ…………………… 35
8 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………… 36
9 Список рекомендуемой литературы…………………………………..38
Приложение А – Диаграмма состояния железо углерод…………….. 39
Приложение Б – Сопоставление российских и иностранных марок легированных сталей………………………………………………… 39
Введение
Материаловедение – это наука, изучающая строение и свойства материалов и устанавливающая связь между составом, строением и свойствами..
Для создания машин, аппаратов, инструментов и сооружений, применяемых в различных отраслях промышленности, используется широкая номенклатура материалов: черные и цветные металлы и сплавы, неметаллические материалы, композиционные материалы и покрытия.
Совершенствование производства, выпуск современных разнообразных машиностроительных конструкций, специальных приборов, машин, разнообразной химической и другой аппаратуры невозможны без дальнейшего развития производства и изыскания новых материалов, как металлических , так и неметаллических.
Материаловедение является одной из первых инженерных дисциплин, основы которой широко используются при курсовом и дипломном проектировании, а также в практической деятельности инженеров.
Повышение долговечности деталей машин и оборудования в значительной мере может быть достигнуто правильным выбором материала для их изготовления и рациональным технологическим процессом их обработки. Вопросами рационального выбора материалов в различных отраслях промышленности занимаются многие исследователи, технологи и производственники.
Инженер, работающий по таким специальностям, как «Технология машиностроения», «Электроснабжение», «Металлорежущие станки и комплексы», «Машины и аппараты пищевых производств», «Техника и физика низких температур», « Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов», безусловно, должен иметь представление о свойствах материалов, применяемых в отраслях, о их поведении в соответствующих условиях работы, должен владеть вопросами рационального выбора материалов применительно к требованиям своей отрасли.
Цель изучения материаловедения – познание природы и свойств материалов, а также методов их упрочнения для наиболее их эффективного использования в оборудовании различных областях промышленности.
Основные задачи дисциплины:
- знать физическую сущность явлений, происходящих в материалах при воздействии на них различных факторов в условиях производства и эксплуатации и их влияние на свойства материалов;
- установить зависимость между составом, строением и свойствами материалов;
- изучить теорию и практику различных способов упрочнения материалов, обеспечивающих высокую надежность и долговечность деталей машин и оборудования ;
- изучить основные группы металлических и неметаллических конструкционных материалов, применяемых в отрасли..
Одним из важнейших вопросов, которые следует изучить, является маркировка конструкционных материалов. Марки сталей и сплавов будут встречаться инженеру в процессе его работы с различной технической документацией, и встретив ту или иную марку стали или сплава, инженер должен знать, что представляет собой данный материал, какими свойствами он обладает.
Кроме того, этот вопрос будет встречаться студенту при курсовом и дипломном проектировании. Поэтому следует не только изучить основные группы конструкционных материалов, применяемых в оборудовании нефтегазовой промышленности, но и четко знать их маркировку.
Проверка знаний студентов при изучении материаловедения осуществляется путем выполнения индивидуальных контрольных заданий и сдачи экзамена (зачета) по нижеприведенному перечню вопросов.
1 Нормативные ссылки
В настоящем учебно – методическом пособии использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.301-68 ЕСКД. Форматы
ГОСТ 8.417-2002 ГСИ. Единицы величин
ГОСТ 7.1-2003. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления
Р 50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм
Инструкция по работе с методическим указанием
В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указано, что необходимо знать в пределах каждой темы.
В конце тем приведены вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.
Пример
Литература: [2, c. 3-9], [4, c. 143-162],
где 2 и 4 – порядковые номера литературных источников из списка рекомендуемой литературы.
Вариант контрольной работы выбирается по последним 2-м цифрам шифра зачётной книжки. Если две последних цифры превышают количество вариантов, то для определения варианта нужно отнять от 2-х последних цифр шифра количество вариантов представленных в контрольном задании.
Пример
Две последние цифры шифра 62. Всего вариантов контрольных заданий – 50. Ваш вариант: 62-50=12.
В разделе «Темы лабораторных работ» приведены наименования лабораторных работ, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указана литература для подготовки.
3 Программа дисциплины