Критерии работоспособности
И РАСЧЕТ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ [1, 2, 3]
Опыт эксплуатации машин, аппаратов и приборов показал, что отказы соединений обычно происходят из-за разрушения резьбовых деталей и разгерметизации (раскрытия) стыков.
Разрушение соединений, выполненных стандартными резьбовыми деталями происходит, как правило, из-за поломок болтов и шпилек по резьбовой части. Реже встречаются поломки болтов под головкой и срез емкое резьбы в гайке (корпусе) и на болте (винте, шпильке).
Потеря плотности стыков происходит, как правило, из-за недостаточной силы предварительной затяжки резьбовых деталей.
Таким образом, прочность резьбовых деталей и плотность соединения являются основными критериями работоспособности резьбовых соединений.
При всем многообразии конструкций резьбовых соединений и действующих на них внешних нагрузок (силы, моменты) в подавляющем большинстве расчет ведут по одной из трех расчетных схем одиночного соединения.
1. Болт (винт) установлен в отверстиях соединяемых деталей без зазора по посадке в отверстие (рис. 1, а), калиброванное разверткой. Рекомендуется посадка Н9/h8, H7/js6, Н7/k6, H7/m6, а при переменных нагрузках Н8/р6. Шероховатость поверхностей Ra ≤ 1,6 мкм.
Соединение нагружено поперечной силой F, сдвигающей соединяемые детали. Разрушение может произойти в результате среза стержня болта в сечениях, лежащих в плоскости стыка деталей, а также смятия стенок отверстия или болта.
а б
Рис. 1. Установка болта в отверстие соединяемых деталей:
без зазора по посадке (а), с зазором (б)
Условие прочности стержня на срез
(1) |
где - диаметр сечения стержня в плоскости стыка деталей;
i - число срезов (плоскостей стыка деталей);
- допускаемые напряжения среза для материала стержня болта (винта).
(2) |
Болт и поверхности отверстий соединяемых деталей проверяют по направлениям смятия
где - меньшая из длин поверхностей болта, работающих на смятие. Для конструкции, изображенной на рис. 1, а,
- допускаемые напряжения смятия, МПа.
Область применения таких соединений ограничена в основном соединениями тонкостенных деталей по технологическим соображениям. Сложность изготовления беззазорного соединения в условиях производства вынуждает устанавливать болты (винты) с небольшими натягами (до 0,015 ), что существенно удорожает сборку соединения.
2. Болт (винт) установлен в отверстия соединяемых деталей с зазором (рис. 1, б).
Для исключения смещения деталей под действием внешней поперечной силы F должно быть выполнено условие
(3)
где - сила трения на поверхностях стыка деталей,
(4)
где - коэффициент трения в стыке деталей (для стальных деталей f = 0,18-0,20; для чугунных деталей и деталей из легких сплавов f = 0,15-0,20);
- усилие затяжки болта (винта);
n - число стыков соединяемых деталей. Из решения (3) и (4) требуемое усилие затяжки
где - коэффициент запаса сцепления при статической нагрузке = 1,3 - 1,5; при переменной нагрузке = 1,6 - 2,0. Стержень болта (винта, шпильки) рассчитывают на растяжение с учетом скручивания при затяжке.
Расчетная нагрузка
Условие прочности болта
(5) |
где - внутренний диаметр резьбы.
3. При действии внешней нагрузки, перпендикулярной стыку (рис. 2), расчетное усилие из условия нераскрытия стыка
, (6)
a б
Рис. 2. Резьбовое соединение при действии внешней нагрузки,
раскрывающей стык, выполненное шпилькой (а) и винтом (б)
где F - внешняя нагрузка на резьбовую деталь;
V - коэффициент запаса по плотности стыка (V = 1,25-2 при F = const, V = 2,5-4 при F ≠ const );
χ - коэффициент внешней нагрузки,
, (7)
где , - осевые податливости соединяемых деталей и деталей системы болта соответственно.
Для болтов (винтов) переменного сечения податливость деталей системы болта [I]
, (8)
где - длина i-го участка болта;
- модуль упругости материала болта ( = 2,1*105 МПа для стали);
- площадь поперечного сечения i-го участка болта. Для участка с резьбой площадь поперечного сечения определяется по среднему диаметру - ;
- податливость резьбы,
, (9
где Р - шаг резьбы;
d, - номинальный и средний диаметр резьбы;
Е - приведенный модуль упругости материалов болта и гайки (корпуса для соединения винтом),
где - модуль упругости материале гайки (корпуса); - податливость головки болта (винта),
,
где h - высота головки.
Податливость шайбы
(10) |
где и - соответственно наружный и внутренний диаметры шайбы; - толщина шайбы.
Для шпилек (рис. 2, а) податливость определяют по формуле (8), в которой вместо подставляют податливость резьбового соединения шпилька-корпус, которую подсчитывают по формуле (9).
Податливость соединяемых деталей определяют в предположении, что они деформируются в пределах так называемого конуса давления (рис. 3). На основании данных экспериментальных исследований tgα = 0,4 - 0,5.
Податливость детали в пределах одного конуса [1]
, где S - размер под ключ для шестигранной гайки (головки), диаметр опорной поверхности круглой гайки (головки) или наружный диаметр шайбы;
- диаметр отверстия под болт;
- толщина детали;
С - числовой коэффициент, С = 1 для одной детали. Для случая, когда болт соединяет две детали с одинаковым модулем упругости, С = 2, а = l/2 (где l - суммарная толщина соединяемых деталей) (рис. 3, а).
а б
Рис. 3. Конусы давления в соединениях болтом (а) и шпилькой (б)
При наличии прокладки между соединяемыми деталями податливость деталей
(12)
где - податливость деталей (фланцев) по формуле (11);
- податливость прокладки,
, (13) |
где - толщина прокладки;
- модуль упругости материала прокладки;
- площадь прокладки;
l - толщина детали, l = min{l1, l2}.
При мягкой прокладке (например, резиновой) , причем податливость прокладки определяют по всей площади прокладки, приходящейся на один болт (винт, шпильку). По расчетной нагрузке, подсчитанной по (б), стержень болта (винта, шпильки) рассчитывают на растяжение с учетом скручивания по условию прочности (5).