Пров статической прочности вала, и по каким напряжениям ее выполняют
Проверка осуществляется в целях предупреждения пластических деформаций в моменты кратковременных перегрузок, например, пусковых. Эквивалентные напряжения вычисляют по формуле: где , – предел текучести. = М/0,1d3, = T/0,2d3.
69). Проверка жесткости вала. Вал может не обеспечить нормальной работы зубчатых колес(возникает концентрация нагрузки по длине зуба) и подшипников(защемление вала), если под действием передаваемых усилий он будет чрезмерно деформироваться. Расчет на жесткость сводится к определению прогибов углов, наклона оси вала и к сопоставлению их с допускаемыми.
70). Классификация подшипников по виду трения и воспринимаемой нагрузки. Основные типы подшипников качения…Подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на корпус машины. От качества подшипника в значительной мере зависит работоспособность и долговечность машины. По виду трения различают две группы подшипников:
1).Подшипники скольжения, у которых опорный участок вала скользит по поверхности подшипника. 2).Подшипники качения. Трение скольж заменено трением качения за счет установки шариков или роликов между опорными поверхностями подшипника и вала.
По воспринимаемой нагрузке подшипники подразделяются на: Радиальные – воспринимают радиальные нагрузки. Упорные – воспринимают осевые нагрузки вала. Радиально-упорные – воспринимают радиальные и осевые нагрузки. По типу тел качения: шариковые, роликовые.( Шариковые радиальные, Роликовые радиальные, Шариковые радиально-упорные, Шариковые радиально-упорные, Шариковые радиально-упорные, Роликовый (игольчатый), Упорные подшипники.
В подшипниках без сепаратора тела качения набегают друг на друга, увеличивая потери на трение и износ подшипника.
Радиальная нагрузка распределяется неравномерно. Наибольшую нагрузку воспринимает шарик, центр которого лежит на линии действия радиальной нагрузки. Для наиболее нагруженного тела качения получено:F0 = k Fr/Z ,где Z – число тел качения; k = 5 – для шарикоподшипников; k = 4,6 – дляроликоподшипников.
При вращении внутреннего кольца угловая скорость(сепаратора), меньше половины угловой скорости вала. При вращении наружного кольца подшипника (внутреннее неподвижно) угловая скорость сепаратора больше, чем для случая вращения внутреннего кольца.
71). Какие виды разрушений наблюдаются у подшипников качения, и по каким критериям работоспособности их рассчитывают.
1) Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей беговых дорожек и тел качения. Это основной вид выхода подшипников из строя.
2) Износ колец и тел качения – наблюдается при недостаточной защите от абразивных частиц (пыли и грязи).
3)Разрушение сепараторов .
4)Образование вмятин на рабочих поверхностях беговых дорожек .
5)Раскалывание колец и тел качения связано с ударами, вибрационными перегрузками и другими условиями ненормальной эксплуатации.
Современный расчет подшипников качения базируется только на двух критериях.
1. Расчет на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям.
2. Расчет на ресурс (на долговечность) по усталостному выкрашиванию.
72). Динамическая Сr грузоподъемность и статич Со груз-ость подшипника.
Cr - динамическая грузоподъемность подшипника – это постоянная радиальная нагрузка (для упорных и упорно-радиальных – осевая), которую с вероятностью безотказной работы - 90% может выдержать подшипник в течение 1 млн. оборотов без появления признаков усталости. , где – расчетная нагрузка на подшипник, – показатель степени, - расчетный ресурс подшипника, – коэффициент надежности подшипника, – коэффициент качества металла подшипника и его условия эксплуатации, – частота вращения.
Со – под статической грузоподъемностью понимают такую статическую нагрузку, которая соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагаженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения. Значения ее указаны в каталогах каждого типоразмера подшипника.
73). Эквивалентная нагрузка подшипника.
Формула для расчета включает радиальные и осевые нагрузки, приложенные к подшипнику. 1)Для радиальных и радиально-упорных подшипников
Pr = (x v Fr + y Fa) Kt Kδ . 2)Для упорных и упорно-радиальных подшипников
Pa =(x Fr + y Fa )Kt Kδ, где Fr,Fa–радиальная и осевая нагрузки, Н; x, y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок; v - коэффициент вращения: v = 1,0 – при вращении внутреннего кольца; v = 1,2 – при вращении наружного кольца. Kδ – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки: Kδ = 1 – спокойная нагрузка; Kδ = 1,3 …. 1,5 – умеренные толчки; Kδ = 2.5 …. 3 – нагрузка с ударами.
KТ – температурный коэффициент.