Расчет зубьев на изгибную прочность
Рис. 4.10 |
Наибольшие нормальные напряжения от изгиба в одном из сопряженных зубьев возникают в начальный момент их зацепления. Зуб рассматривается как консольная балка, нагруженная удельной силой нормального давления (распределенной нагрузкой) qFn с опасным сечением размерами a×bw у основания (рис. 4.10). Зуб представляет собой короткую и широкую консоль, размеры опасного сечения которой соизмеримы с ее длиной. В таких случаях при изгибе возникает поворот и депланация сечений, т.е. гипотеза плоских сечений не соблюдается. Определение напряжений в таких случаях связано с решением сложной пространственной задачи теории упругости.
Для получения достаточно простых зависимостей, используемых в инженерных расчетах, нормальные напряжения будем определять в соответствии с классической теорией изгиба. При этом погрешности, которые вносит теория в решение задачи, компенсируются введением в расчет ряда опытных коэффициентов. Все величины, входящие в расчетные формулы, выразим через параметры ведущего колеса – шестерни.
Рис. 4.11 |
Рассмотрим зуб, нагруженный силой нормального давления Fn (рис. 4.11). Перенесем силу Fn по линии ее действия в точку А и разложим на две составляющие – окружное усилие Ft и радиальное усилие Fr. Для определения опасного сечения в зуб впишем профиль балки равного сопротивления, который очерчивается квадратичной параболой с вершиной в точке А. В точках В и С, где ветви параболы касаются эвольвент бокового профиля зуба, нормальные напряжения изгиба имеют наибольшие значения.
Напряжения от составляющей Fr= Fnsinαw составляют 4-6 % от напряжения изгиба, поэтому ими можно пренебречь.
В соответствии с классической теорией плоского изгиба нормальные напряжения определяются по формуле:
(4.27)
где ME – изгибающий момент:
MИ=Fth. (4.28)
Здесь примем:
Ft = 2 T/dw1, (4.29)
WE – момент сопротивления изгибу опасного сечения:
(4.30)
С учетом (4.28) и (4.29) запишем формулу для определения напряжений изгиба в виде:
(4.31)
Обозначим α= α1·pt, h= α2·pt, где pt – окружной шаг, α1 и α2 – численные коэффициенты. Введем в формулу коэффициент концентрации напряжений у основания зуба KT. Линейные величины имеют размерность миллиметры, крутящий момент T1 – ньютонометры, поэтому T1 помножим на 103. С учетом того, что pt=π·m, преобразуем формулу (4.31):
(4.32)
Обозначим через YF1 коэффициент формы зуба шестерни:
(4.33)
Введем в формулу коэффициент нагрузки KF, аналогичный коэффициенту KH, который учитывает влияние точности изготовления передачи:
, (4.34)
где KFα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями; KFβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца; KFV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении.
С учетом принятых обозначений из (4.32) получаем формулу для проверочного расчета зубьев шестерни цилиндрической передачи на прочность по напряжениям изгиба:
(4.35)
В формуле (4.35) σFP1 – допускаемое напряжение изгиба зуба шестерни; σFP1 – расчетное напряжение зуба шестерни; Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зубьев.
Для прямозубой передачи Yβ=1, для косозубой Yβ рассчитывается по зависимости:
(4.36)
Формула проверочного расчета зубчатого колеса на изгибную прочность запишется в виде:
(4.37)
Учитывая, что , из (4.35) получим формулу для предварительного расчета модуля из условия изгибной прочности:
(4.38)
где Km=1400 для прямозубой передачи.
В предварительном расчете коэффициент формы зуба принимается для прямозубых колес.