Определение реакций в подшипниках. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов ( тихоходный вал )
Тихоходный вал:
Дано: Ft = 1546,155 H, Fr = 567,339 H, Lт = 0,093 м, Lт/2 = 0,0465 м,
1. Определение реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости:
∑М3 = 0
- Rсх*Lт + Ft * Lт/2 = 0
- Rсх*0,093+1546,155*0,0465 = 0
- Rсх*0,093 = -71,896
Rсх = 71,896/0,093 = 773,075 Н
∑М1 = 0
- Ft* Lт/2+Rдх* Lт = 0
-1546,155*0,0465+ Rдх *0,093 = 0
Rдх = 71,896/0,093 = 773,075 Н
Проверка: ∑Fnх = 0
Rдх + Rсх - Ft = 0 ; 773,075+773,075-1546,155 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Rсх * Lт/2 = 773,075*0,0465 = 35,947 Нм
М2пр = М2лев = 35,947 Нм
М3лев = Rсх * Lт- Ft* Lт/2 = 71,895-71,895 = 0
2. Определение реакции в подшипниках в вертикальной плоскости:
∑М3 = 0
- Rсу*Lт + Fr * Lт/2 = 0
- Rсу*0,093+567,339*0,0465 = 0
Rсу = 26,381/0,093 = 283,669 Н
∑М1 = 0
- Fr* Lт/2+Rду* Lт = 0
567,339*0,0465+ Rду *0,093 = 0
Rду = 26,38/0,093 = 283,669 Н
Проверка: ∑Fnу = 0
Rсу – Fr+ Rду = 0 ; 283,669 – 567,339+283,669 = 0 ; 0 = 0
Строим эпюры изгибающих моментов.
М1 = 0
М2лев = Rсу * Lт/2 = 283,669 *0,0465 = 13,19 Нм
М2пр = М2лев = 13,19 Нм
М3лев = Rсу * Lт- Fr* Lт/2 = 26,381-26,381 = 0
3. Строим эпюры крутящих моментов.
Мк = М2 = Ft*d2/2 = 1546,155*184,959/2 = 145,13 Нм
4. Определяем суммарные радиальные реакции:
Rс = = 823,476 Н
Rд = = 823,476 Н
5. Определяем суммарные изгибающие моменты.
М2 = = 38,29 Нм
7. Проверочный расчет подшипников:
7.1 Базовая динамическая грузоподъемность подшипника Сr представляет собой постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринять при базовой долговечности, составляющей 10 оборотов внутреннего кольца.
Сr = 29100 Н для быстроходного вала (табл. К27, стр.410 [1]), подшипник 306.
Сr = 25500 Н для тихоходного вала (табл. К27, стр.410 [1]), подшипник 207.
Требуемая долговечность подшипника Lh составляет для зубчатых редукторов Lh ≥ 60000 часов.
Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности Crp, Н с базовой долговечностью L10h, ч. с требуемой Lh, ч. по условиям Crp ≤ Сr; L10h ≥ Lh.
Расчетная динамическая грузоподъемность Crp, Н и базовая долговечность L10h, ч. определяются по формулам:
Crp = ; L10h =
где RE – эквивалентная динамическая нагрузка, Н;
ω – угловая скорость соответствующего вала, с
М – показатель степени: М = 3 для шариковых подшипников (стр.128 [1]).
7.1.1 Определяем эквивалентную нагрузку RE = V* Rr*Кв*Кт, где
V – коэффициент вращения. V = 1 при вращающемся внутреннем кольце подшипника (стр.130 [1]).
Rr – радиальная нагрузка подшипника, Н. Rr = R – суммарная реакция подшипника.
Кв – коэффициент безопасности. Кв = 1,7 (табл. 9.4, стр.133 [1]).
Кт – температурный коэффициент. Кт = 1(табл. 9.5, стр.135 [1]).
Быстроходный вал: RE = 1*1,7*1323,499*1 = 2249,448 Н
Тихоходный вал: RE = 1*1,7*823,746*1 = 1399,909 Н
7.1.2 Рассчитываем динамическую грузоподъемность Crp и долговечность L10h подшипников:
Быстроходный вал: Crp =2249,448 = 2249,448*11,999 = 26991,126 Н ; 26991,126 ≤ 29100 - условие выполнено.
L10h= ч.
75123,783 ≥ 60000 - условие выполнено.
Тихоходный вал: Crp = 1399,909 = 1399,909*7,559 = 10581,912 Н ; 10581,912 ≤ 25500 - условие выполнено.
L10h= ч.
848550,469 ≥ 60000 - условие выполнено.
Проверочный расчет показал рентабельность выбранных подшипников.
7.1.3 Составляем табличный ответ:
Основные размеры и эксплуатационные размеры подшипников:
Вал | Подшипник | Размеры d×D×T мм. | Динамическая грузоподъемность, Н | Долговечность, ч | ||
Crp | Cr | L10h | Lh | |||
Б | 30×72×19 | 26991,126 | 75123,783 | |||
Т | 35×72×17 | 10581,912 | 848550,469 |
8. Конструктивная компоновка привода:
8.1 Конструирование зубчатых колес:
Зубчатое колесо:
Элемент колеса | Параметр | Значения параметра |
Обод | Диаметр Толщина Ширина | da = 184,959 мм S = 2,2м+0,05b2 =2,2*2+0,05*39=6,35 мм b2 = 39 мм |
Ступица | Диаметр внутренний Толщина Длина | d = d3 = 42 мм δст = 0,3 d = 0,3*42 = 13,6 мм Lст = d = 42 мм |
Диск | Толщина Радиусы закруглений Отверстия | С = 0,5 (S+ δст)≥0,25 b2 С = 0,5(6,35+13,6)≥0,25*39 С = 9,975≥9,75 Принимаем С = 10 мм R≥6 ;Принимаем R = 6 Не предусмотрены |
На торцах зубьев выполняют фаски размером f = 1,6 мм. Угол фаски αф на шевронных колесах при твердости рабочих поверхностей НВ < 350, αф = 45°. Способ получения заготовки – ковка или штамповка.
8.1.1 Установка колеса на вал:
Для передачи вращающегося момента редукторной парой применяют шпоночное соединение посадкой Н7/r6.
8.1.2 При использовании в качестве редукторной пары шевронных колес заботится об осевом фиксировании колеса нет необходимости, однако для предотвращения осевого смещения подшипников в сторону колеса устанавливаем две втулки по обе стороны колеса.
8.2 Конструирование валов:
Переходный участок валов между двумя смежными ступенями разных диаметров выполняют канавкой:
d | Свыше 10 до 50мм |
b | 3 мм |
h | 0,25 мм |
r | 1 мм |
(табл. 10.7, стр.173 [1])
8.2.1 На первой ступени быстроходного вала используется шпоночное соединение со шпонкой, имеющей следующие размеры:
Диаметр вала, d | Сечение шпонки | Фаска | Глубина паза вала, t1 | Длина | |
b | h | ||||
0,5 |
8.2.2 На первой и третей ступени тихоходного вала применяем шпоночное соединение со шпонками, имеющими следующие размеры:
Ступень | Диаметр вала, d | Сечение шпонки | Фаска | Глубина паза вала, t1 | Длина | |
b | h | |||||
1-я | 0,5 | |||||
3-я | 0,5 |
8.3 Конструирование корпуса редуктора:
Корпус изготовлен литьем из чугуна марки СЧ 15. Корпус разъемный. Состоит из основания и крышки. Имеет прямоугольную форму, с гладкими наружными стенками без выступающих конструктивных элементов. В верхней части крышки корпуса имеется смотровое окно, закрытое крышкой с отдушиной. В нижней части основания расположены две пробки – сливная и контрольная.
Толщина стенок и ребер жесткости δ, мм.:δ=1,12 =1,12*3,459=3,8 мм.
Для выполнения условия δ≥6 мм., принимаем δ = 10 мм.
8.3.1 Крепление редуктора к фундаментальной раме (плите), осуществляется четырьмя шпильками М12. Ширина фланса 32 мм., координата оси отверстия под шпильку 14 мм. Соединение крышки и основания корпуса осуществляется шестью винтами М8. Крышка смотрового окна крепится четырьмя винтами М6.
8.4 Проверочный расчет валов
8.4.1. Определяем эквивалентный момент по формуле для валов:
Быстроходный вал: Мэкв = = = 63,011 (Н)
Тихоходный вал: Мэкв = = = 150,096 (Н)
8.4.2. Определяем расчетные эквивалентные напряжения δэкв и сравниваем их с допустимым значением [δ]u. Выбираем для ведущего и ведомого вала сталь 45, для которой [δ]u = 50 мПа
Для быстроходного вала:
δэкв = = = 13,505 мПа ≤ [δ]u = 50 мПа
где : Wнетто = 0,1d = 0,1*36 = 4665,6 мм - осевой момент сопротивления опасного сечения быстроходного вала.
d = 36 – диаметр быстроходного вала в опасном сечении.
Для тихоходного вала:
δэкв = = = 20,259 мПа ≤ [δ]u = 50 мПа
где: Wнетто = 0,1d = 0,1*42 = 7408,8 мм - осевой момент сопротивления опасного сечения тихоходного вала.
d = 42 – диаметр тихоходного вала в опасном сечении.
Вывод:прочность быстроходного и тихоходного вала обеспечена.
Смазывание
9.1 Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Этот способ применяется для зубчатых передач с окружными скоростями от 0,3 до 12,5 м/сек.
9.2 Выбор сорта масла зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях GН и фактической окружной скорости колес U. Сорт масла выбирается по таблице 10.29, стр.241. В данном редукторе при U = 1,161 м/сек , GН = 412 применяется масло сорта И-Г-А-68.
9.3 Для одноступенчатых редукторов объем масла определяют из расчета 0,4…0,8 л. на 1 квт передаваемой мощности. Р = 2,2 квт, U = 2,2*0,5 = 1,100 л. Объем масла в проектируемом редукторе составляет 1,100 л. Заполнение редуктора маслом осуществляется через смотровое окно. Контроль уровня масла осуществляется с помощью контрольной пробки. Слив масла производят через сливную пробку.
9.4 Смазывание подшипников:
В проектируемых редукторах для смазывания подшипников качения применяют жидкие и пластичные смазочные материалы. Смазочный материал набивают в подшипник вручную при снятой крышке подшипникового узла. Наиболее распространенной для подшипников качения – пластичной смазки типа солидол жировой (ГОСТ 1033-79), консталин жировой УТ-1 (ГОСТ 1957-75).