Цилиндропоршневая группа
К цилиндропоршневой группе относятся гильзы, поршни, поршневые пальцы и кольца.
Цилиндры двигателя могут быть расточены в блоке / (рис. 4.5, а) или сделаны в виде специальных вставок — гильз 4 (рис. 4.5, б, в, г).
Гильзы цилиндров отливают из специального чугуна и устанавливают в блок цилиндров. Во всех рассматриваемых конструкциях двигателей (кроме автомобилей ВАЗ) применяют мокрые гильзы. Они омываются снаружи охлаждающей жидкостью в рубашке охлаждения 2.
Внутреннюю поверхность цилиндра называют зеркалом цилиндра.
Во время работы двигателя в верхней части цилиндров сгорает рабочая смесь. При этом выделяются продукты окисления — оксиды углерода и азота, сернистого газа, пары воды и другие вещества. При работе двигателя с пониженными температурами (50...60 °С) охлаждающей жидкости и масла часть продуктов окисления, особенно пары воды, конденсируется на стенах цилиндров, вследствие чего образуются кислоты, вызывающие коррозию цилиндров. Кроме того, разрушается масляная пленка и увеличивается износ цилиндров и поршневых колец.
Зеркало цилиндров помимо коррозии подвергается нагарообразованию и механическому изнашиванию вследствие проникания в двигатель пыли. Механическое изнашивание зеркала цилиндра в верхней части больше, чем в нижней, из-за более высокого давления газов.
В двигателе автомобиля ЗИЛ-431410 для повышения износостойкости цилиндров в их гильзы запрессовывают вставки 3 из специального чугуна, а на автомобилях ГАЗ-3307 гильзы отливают монолитными из высокопрочного чугуна без вставок.
В двигателях автомобилей ВАЗ цилиндры расточены в блоке и по диаметру через 0,01 мм подразделены на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, В, Е. Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса для обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05...0,07 мм.
Поршень воспринимает давление газов во время рабочего хода и передает его через палец и шатун коленчатому валу. Кроме механических нагрузок поршень подвергается действию высоких температур в период сгорания топлива и расширения образовавшихся газов. Он нагревается также вследствие трения его боковой поверхности о стенки цилиндра.
В автомобильных двигателях чаще всего устанавливают поршни, изготовленные из алюминиевого сплава. Они обладают достаточной прочностью, малой массой, высокой теплопроводностью и хорошими антифрикционными свойствами.
Поршень 1 (рис. 4.6) имеет уплотняющую часть (головку), в которой выполнены канавки под компрессионные (уплотняющие) кольца, днище и направляющую часть (юбку). Для крепления поршневого пальца 2 в поршне сделаны бобышки. В днище поршня у дизелей имеется фигурная выемка, которая формирует камеру сгорания. Иногда сделаны проточки для клапанов.
Поршни во время работы нагреваются неравномерно. Чтобы компенсировать разную степень расширения, поршни делают овальной и конусной формы. Диаметр по оси бобышек у холодного поршня меньше, чем поперечный диаметр, так как большая масса металла расширяется интенсивнее. Диаметр головки меньше, чем юбки, поскольку верхняя часть нагревается интенсивнее.
Выше бобышек (а иногда и на направляющей части) выполне на канавка под маслосъемное кольцо. Внутри нее сделаны отверстия для прохода соскребаемого кольцом со стенок цилиндра масла внутрь поршня.
На днище обычно выбивают следующие метки: направление установки, размерная группа, масса поршня.
Поршни двигателей автомобилей ЗИЛ имеют поперечные прорези под головкой, а на юбке Т-образный разрез для компенсации расширения при нагреве.
Поршни двигателей автомобилей ВАЗ изготовлены из алюминиевого сплава. В головке поршня залита стальная пластина, обеспечивающая компенсацию неравномерной тепловой деформации поршня при нагреве. В бобышках поршня имеются отверстия для прохода масла к поршневому пальцу.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 1,2 мм в правую (по направлению движения) сторону для уменьшения стука поршня при переходе через в.м.т. Поэтому на днище поршня клеймят стрелку, которая при сборке должна быть обращена в сторону передней части двигателя.
Поршни, как и цилиндры, сортируют по наружному диаметру на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец — на три категории через 0,004 мм, обозначаемые цифрами 1, 2, 3. Класс поршня (букву) и категорию отверстия под поршневой палец (цифру) клеймят на днище поршня. При изготовлении строго выдерживается масса поршней. Поэтому при сборке двигателя подбирать поршни одной группы по массе не требуется.
Поршневые пальцысоединяют поршень с верхней головкой шатуна. Они должны быть легкими, прочными и износостойкими,
так как во время работы подвергаются трению и большим механическим нагрузкам, переменным по величине и направлению. Пальцы изготовляют из углеродистой и малоуглеродистой стали в виде пустотелых труб. В основном в двигателях рассматриваемых автомобилей применяют пальцы «плавающего» типа, т. е. поворачивающиеся как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня (исключение составляют некоторые двигатели автомобилей ВАЗ, где палец запрессован в верхнюю головку шатуна).
Поршневые пальцы фиксируют в поршне двумя стопорными кольцами.
Пальцы изготовляют с высокой точностью и подбирают к поршням и шатунам.
При сборке палец, поршень и шатун комплектуют из деталей только одной группы. Во избежание задиров на сопряженных поверхностях сборку пальца с поршнем следует проводить после нагрева поршня до температуры 55 "С. Нагревать поршни надо только в жидком и чистом масле.
Поршневые кольца,надеваемые на поршень, создают плотное, подвижное соединение между поршнем и цилиндром. Компрессионные кольца обеспечивают создание давления в камере сгорания (компрессию) благодаря уменьшению количества газов, прорывающихся из камеры сгорания в картер, и отводят теплоту от головки к стенкам цилиндра.
Маслосъемные кольца снимают излишки масла с зеркала цилиндра, чем препятствуют прониканию масла в камеру сгорания.
Кольца изготовляют из специального легированного чугуна или стали. Разрез кольца, называемый замком, может быть прямым (чаще всего), косым или ступенчатым.
Первое (верхнее) компрессионное кольцо работает в условиях высокой температуры, больших давлений и изнашивается быстрее других. Для повышения износостойкости первого кольца его наружную цилиндрическую поверхность подвергают пористому хромированию или напыливают наружную поверхность молибденом. Остальные кольца покрывают слоем олова для лучшей приработки их к цилиндрам.
Поршневые кольца подвергают сложной обработке с целью наиболее выгодного распределения давления кольца на стенку гильзы и увеличения его срока службы. При установке колец на поршень их стыки (замки) должны быть расположены под углом 90 один к другому.
Поршневые кольца автомобилей ЗИЛ устанавливают по четыре на каждом поршне: три компрессионных и одно маслосъемное. Два верхних компрессионных кольца хромированы по наружной цилиндрической поверхности.
Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных дисков и двух расширителей: осевого и радиального. При установке поршня в цилиндр двигателя замки плоских кольцевых дисков надо располагать под углом 180 один к другому. При этом замки осевого и радиального расширителей должны быть расположены под углом 120° к ним.
Поршневые кольца автомобилей ГАЗ-3307 устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Компрессионные кольца устанавливают так, чтобы выточка на внутренней поверхности колец была обращена вверх (рис. 4.7). При этом стыки колец должны быть смещены на угол 180*. Маслосъемное кольцо состоит из двух плоских стальных хромированных дисков (колец) и двух расширителей: осевого и радиального. При установке поршня в блок двигателя надо следить, чтобы замки плоских кольцевых дисков 2 располагались под углом 180° один к другому и 90* к замкам компрессионных колец. При этом замки осевого 3 и радиального 4 рас-щдерителей (каждый) должны быть расположены под углом 90° к ты.
Поршневые кольца автомобилей КАЗ устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное. Сечение компрессионных колец — прямоугольная трапеция. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта слоем хрома, нижнего — слоем молибдена. Маслосъемное кольцо имеет коробчатое сечение, винтовой пружинный расширитель и хромированную рабочую поверхность.
ШАТУНЫ, ПОДШИПНИКИ
Шатунсоединяет поршень с коленчатым валом и преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Шатун воспринимает большие нагрузки, изменяющиеся по значению и направлению. Он совершает сложные движения и подвергается сжатию, изгибу и растяжению. Чтобы выдержать такие нагрузки, он должен быть прочным и жестким, а для уменьшения сил инерции — легким, шатун штампуют из стали и подвергают термообработке (закалке и отпуску). Его стержень имеет двутавровое сечение для увеличения прочности и жесткости.
Части шатуна: верхняя головка, стержень и нижняя головка. В верхнюю головку с запрессованной в нее бронзовой втулкой устанавливают поршневой палец. Нижняя головка разрезная. Крышку нижней головки крепят к шатуну шатунными болтами. Внутреннюю поверхность нижней головки («постель» подшипников) тщательно обрабатывают вместе с присоединенной крышкой. Поэтому крышки и шатуны нельзя раскомплектовывать. Плоскости соединения крышки и шатуна также тщательно обрабатывают. Иногда на них делают елочные (мелкие) шлицы.
Шатунные болты изготовляют из легированной стали. Их поверхность термически обрабатывают и шлифуют. В отверстие крышки они входят с натягом (плотно). Гайки болтов (или болты) затягивают только динамометрическим ключом, а затем шплинтуют и стопорят.
На боковой поверхности шатунов ставят метки: номер шатуна и его массу.
Подшипники. В двигателях применяют подшипники скольжения. Они выполнены в виде двух вкладышей. Вкладыши изготовлены с высокой точностью, поэтому при установке не требуются подгонка, подпиливание стыков или применение прокладок.
Вкладыши представляют собой тонкостенную стальную ленту (толщина 2...3 мм) с нанесенным на нее слоем антифрикционного материала (материала с низким коэффициентом трения). На внешней поверхности вкладыша выштампованы выступы — усы, которые препятствуют провороту вкладыша в постели.
При установке на двигатель поршня в сборе с шатуном стрелка на днище должна быть всегда обращена в сторону переднего конца коленчатого вала. В комплекте поршень — шатун в сборе, предназначенном для левой группы цилиндров, метка на стержне шатуна и стрелка на днище поршня должны быть обращены в одну сторону, а в комплекте для правой группы цилиндров — в разные стороны.
Шатуны двигателей ЯМЗ-КАЗ-642 (рис. 4.8) стальные двутаврового сечения. На крышке 3 и шатуне нанесены одинаковые метки массы (трехзначные цифры) и порядковый номер цилиндра. Подшипник нижней головки шатуна имеет сменные вкладыши, а подшипник верхней головки представляет собой запрессованную -втулку. Крышка прикреплена к шатуну двумя болтами 2.
Вкладыши нижней головки шатуна смежные тонкостенные сталебронзовые. Обе половины вкладышей взаимозаменяемы.
Шатуны двигателей автомобилей ЗИЛ-431410 стальные двутаврового сечения. В нижней головке шатуна установлены сталеалюминиевые тонкостенные вкладыши толщиной 2мм. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка.
Затягивать гайки болтов шатуна необходимо динамометрическим ключом. Момент затяжки должен составлять 56...62 Н • м.
Шатуны двигателей автомобилей ГАЗ-3307 устанавливают с поршнями в сборе попарно на каждую из четырех шатунных шеек коленчатого вала.
На бобышках под болт шатуна и крышке выбит порядковый номер цилиндра. Номер, выштампованный на стержне шатуна, и метка на крышке шатуна должны быть направлены в одну сторону. Шатунные болты и вкладыши взаимозаменяемы.
При сборке шатунов с поршнями необходимо соблюдать следующий порядок: шатуны левого ряда цилиндров устанавливать таким образом, чтобы номер на шатуне и метка на его крышке были обращены к передней части двигателя, а правого ряда -наоборот.
Поршни соединяются с шатунами так, чтобы во всех случаях надпись на поршне «Перед» была обращена к передней части двигателя.
Шатуны двигателей автомобилей ВАЗ стальные кованые разъемной нижней головкой, в которой установлены вкладыши шатунного подшипника. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка. По диаметру отверстия этой втулки шатуны делят на три класса через 0,004 мм, как и поршни. Номер класса клеймят на верхней головке шатуна.
По массе верхней и нижней головок шатуны сортируют на классы, маркируемые краской на стержне шатуна. На двигатель следует устанавливать шатуны одного класса по массе, т. е. с одинаковой маркировкой.