Генераторные установки
Генераторные установки могут быть постоянного или переменного тока. Для нормальной работы установленных на автомобиле потребителей тока должно быть стабильное напряжение питания, поэтому независимо от частоты вращения ротора генератора и числа подключенных потребителей напряжение генератора должно быть постоянным. Поддержание постоянства напряжения обеспечивается прибором, называемым регулятором напряжения.
В зависимости от дорожно-климатических условий и режимов эксплуатации автомобилей напряжение генератора, питающего потребители, рассчитанные на номинальное напряжение 12 В, должно быть в пределах 13,2-15,5 В. Генераторы постоянного тока работают совместно с реле-регулятором, в котором кроме регулятора напряжения применяются ограничитель тока, служащий для защиты генератора от перегрузок, и реле обратного тока, препятствующее разряду аккумуляторной батареи через якорь генератора, когда ее напряжение выше напряжения генератора.
На современных автомобилях применяют генераторные установки переменного тока, состоящие из генератора и устройств (регулятора напряжения или реле-регулятора), обеспечивающих регулирование напряжения и защиту генератора от перегрузки. Так как генераторы переменного тока имеют встроенные полупроводниковые выпрямители, то исключается установка реле обратного тока и ограничителя силы тока, что значительно упрощает конструкцию реле-регулятора и повышает надежность работы генераторной установки.
Генератор переменного тока трехфазный, синхронный, с электромагнитным возбуждением, по сравнению с генератором постоянного тока он имеет меньшие металлоемкость и габаритные размеры. При той же мощности он проще по конструкции и отличается большим сроком службы. Синхронным генератор называется потому, что частота вырабатываемого им тока пропорциональна частоте вращения ротора генератора. Удельная мощность генератора переменного тока, т.е. мощность генератора, приходящаяся на единицу его массы, примерно в 2 раза больше, чем у генератора постоянного тока. Наряду с этим в 2—3 раза больше передаточное число привода генератора, вследствие чего при частоте вращения на режиме холостого хода двигателя генераторы развивают до 40% номинальной мощности, что обеспечивает лучшие условия заряда аккумуляторных батарей и, как следствие, повышение их срока службы.
Устройство генератора переменного тока рассмотрим на примере генераторов серии Г—250, которые нашли широкое применение на легковых и грузовых автомобилях. Генератор представляет собой трехфазную 12-полюсную электрическую машину с выпрямителями на кремниевых диодах; вентиляция - проточная. Основными частями генератора (рис.133) являются статор, ротор, две крышки, вентилятор и приводной шкив.
Статор 9 имеет неподвижную обмотку 20, в которой индуктируется ЭДС, а ротор 10 - обмотку 11 возбуждения генератора, с помощью которой при вращении ротора создается подвижное электромагнитное поле. Статор является магнитопроводом и набран из тонких листов электротехнической стали, изолированных один от другого. На внутренней поверхности статора имеется восемнадцать зубцов 19, на которые устанавливаются катушки 21 трехфазной обмотки. Каждая фаза состоит из шести последовательно соединенных катушек; фазные обмотки соединены между собой по схеме «звезда», а их свободные концы 18 присоединены к трем зажимам выпрямительного блока.
Ротор 10 состоит из двух клювообразных стальных наконечников, входящих один в другой и образующих двенадцати-полюсную электромагнитную систему. Между наконечниками на втулке 17, установленной на рифленой поверхности вала 16 ротора, намотана обмотка возбуждения, концы которой припаяны к контактным кольцам 5. Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках 4 и 14, расположенных в крышках 1 и 12, изготовленных из алюминиевого сплава. Обе крышки имеют кронштейны для крепления генератора на двигателе и прорези, через которые вентилятором 13 просасывается воздух, охлаждающий генератор.
На задней крышке 12 крепится натяжная планка для регулировки натяжения ремня вентилятора. На передней крышке 1 установлен щеткодержатель 8, в отверстие которого вставляются две медно-графитовые щетки 6, прижимаемые пружинами к контактным кольцам 5.
На генераторе имеются три вывода: один из них положительный 3 (+), другой - шунт 7 (Ш) и третий на корпус (-). Одна из щеток соединена с корпусом генератора, а другая с его изолированным выводом Ш. На валу ротора посажен приводной шкив 15, который в зависимости от модификации генератора Г-250 (Г-250Г1, Г-250Ж1, Г-250Е1 и др.) имеет различные диаметры и сечение ручья под ремень. Этим достигается унификация генераторов для автомобилей различных типов.
Обмотка возбуждения генератора питается постоянным током от аккумуляторной батареи или от выпрямителя, к которым припаяны ее выводы. При вращении ротора электромагнитное поле его полюсов пересекает витки катушек статора, индуктируя в каждой фазе переменную ЭДС. Вырабатываемый генератором переменный ток преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, собранным по трехфазной двухполупериодной схеме на шести кремниевых диодах. Диоды попарно расположены в трех секциях на специальном оребренном корпусе 2, закрепленном в крышке 1 генератора.
Электрическая схема соединения обмоток генератора и выпрямителей показана на рис.133, б. Выпрямительный блок обеспечивает также постоянное соединение цепи генератора с аккумуляторной батареей, а так как его диоды пропускают ток только в одном направлении, то этим исключается возможность разряда аккумуляторной батареи через обмотки генератора, когда напряжение генератора меньше напряжения аккумуляторной батареи.
Реле-регуляторы.
Существенным недостатком вибрационных реле-регуляторов, работающих совместно с генераторами постоянного тока, является большое искрообразование между контактами в период их размыкания. Это вызывает сильное окисление и эрозию контактов, вследствие чего происходят потери напряжения и мощности генератора. Поэтому на современных автомобилях применяют генераторные установки переменного тока с полупроводниковыми контактно-транзисторными и бесконтактно-транзисторными реле-регуляторами. В полупроводниковых регуляторах сила тока возбуждения генератора регулируется при помощи транзистора, эмиттерно-коллекторная цепь которого включена последовательно с обмоткой возбуждения генератора.
Широкое распространение получили модернизированные контактно-транзисторные реле-регуляторы РР-362, работающие совместно с генераторами переменного тока типа Г-250 (автомобили ГАЗ-53А, «Москвич-2140» и др.). В реле-регуляторе такого типа ток возбуждения генератора замыкается не через контакты вибрационного регулятора напряжения, а через транзистор, который запирается, как только напряжение, вырабатываемое генератором, превышает предельную величину, что исключает возможность окисления и эрозии контактов.
Контактно-транзисторный реле-регулятор РР-362 (рис.134, а) состоит из регулятора напряжения 10, транзистора 7 и реле защиты 9, смонтированных на панели 3, прикрепленной винтами к корпусу 2. Сверху реле-регулятор закрыт крышкой 1, внутри которой имеется перегородка, разделяющая его внутреннюю полость на два отсека. В одном отсеке расположены регулятор напряжения 10 и реле зашиты 9, в другом - транзистор 7 с двумя диодами 8 и 6. В нижней части панели 3 закреплены резисторы 4. Снаружи на корпусе имеются две клеммы В и Ш, которые предназначены для присоединения реле-регулятора соответственно к выключателю зажигания 22 и к клемме Ш генератора. Винтом 5 крепится провод, соединяющий корпус реле-регулятора с корпусом генератора.
Регулятор напряжения 10 (рис.134, б) представляет собой электромагнитное реле с двумя парами контактов, управляющее работой транзистора 7. Контакты 15 пружиной 13 якорька удерживаются в замкнутом, состоянии, а контакты 16 - в разомкнутом. В общую схему регулятора напряжения включены транзистор 7, запирающий диод 6 и гасящий диод 8. Обмотка 14 регулятора напряжения включена с ускоряющим. резистором 20, термокомпенсационным 11 и добавочным 19 резисторами. В схему также включены резисторы 21 и 12.
Основным элементом регулятора напряжения является транзистор 7. Он состоит из полупроводниковой германиевой пластины, к которой присоединены три электрода, образующие базу Б транзистора, эмиттер Э и коллектор К. Гасящий контур, выполненный в виде диода 8, является обязательным элементом транзистора, так как он защищает транзистор от пробоя ЭДС самоиндукции, возникающий в обмотке возбуждения генератора при размыкании контактов регулятора напряжения 10.
Реле защиты 9 предохраняет транзистор от коротких замыканий в цепи обмотки возбуждения; устроено оно аналогично регулятору напряжения, но имеет одну пару контактов, которые удерживаются пружиной в разомкнутом состоянии и включены параллельно контактам регулятора напряжения 10. Обмотка 17 реле защиты включена между контактами 15 и клеммой Ж реле-регулятора.
Работа реле-регулятора. При неработающем двигателе и включенном выключателе зажигания 22 (рис.134, б) реле-регулятор подключается к аккумуляторной батарее. При этом контакты 15 замкнуты, контакты 16 разомкнуты, а по обмотке 14 регулятора напряжения проходит ток.
Цепь тока обмотки регулятора напряжения: положительный вывод батареи - амперметр - выключатель зажигания 22 - клемма В - запирающий диод 6 - резистор 20 - обмотка 14 - резистор 11 - корпус автомобиля - отрицательный вывод батареи. Вследствие того что контакты 16 разомкнуты, база транзистора 7 имеет отрицательный потенциал, и через переход эмиттер - база проходит ток по цепи базы транзистора.
Цепь тока базы транзистора: выключатель зажигания 22 - клемма В - диод 6 - переход эмиттер - база транзистора - резистор 21 - корпус автомобиля - отрицательный вывод батареи. Вследствие прохождения тока базы через переход между эмиттером и базой транзистора происходит резкое снижение сопротивления переходов эмиттер - коллектор (Э - К), и транзистор открывается, включая цепь возбуждения генератора.
Цепь обмотки возбуждения генератора: положительный вывод батареи - амперметр - выключатель зажигания 22 - клемма В - диод 6 - переход эмиттер - коллектор - клеммы Ш реле-регулятора и генератора - обмотка возбуждения - корпус автомобиля - отрицательный вывод батареи. После пуска двигателя и его работы на нагрузочных режимах, когда напряжение генератора достигнет регулируемой величины, ток в обмотке 14 возрастет до значения, при котором значительно усиливается намагничивание сердечника регулятора напряжения 10, и электромагнитная сила, преодолевая усилие пружины, замкнет контакты 16. Это приведет к запиранию транзистора, так как его база соединится с полюсом источника тока, а через контакты 16 и резистор 21 будет проходить ток. При этом потенциал базы транзистора будет выше потенциала эмиттера на величину падения напряжения на зажимах диода 6.
Из-за разности потенциалов от базы к эмиттеру мгновенно проходит обратный ток, что приводит к полному запиранию транзистора 7; ток возбуждения генератора будет проходить по следующей цепи: положительный зажим выпрямителя -выключатель зажигания 22 - клемма В - запирающий диод 6 - резистор 20 и резистор 19 - клеммы Ш реле-регулятора и генератора - обмотка возбуждения - корпус генератора - отрицательный зажим выпрямителя. В этой цепи обмотка возбуждения генератора включается через диод 6 и резисторы 20 и 19) поэтому уменьшается сила тока и напряжение генератора, вследствие чего намагничивание сердечника обмотки 14 ослабевает и происходит размыкание контактов 16. При этом открывается транзистор 7, напряжение генератора увеличивается, и контакты 16 вновь замыкаются.
Следовательно, при работе регулятора напряжения в нагрузочном режиме контакты 16 замыкаются и размыкаются, взаимодействуя с транзистором 7. Замыкания контактов 15 при этом не происходит. Включенный через контакты 15 резистор обратной связи 12 обеспечивает четкость переключения и исключает высокочастотную вибрацию контактов регулятора напряжения.
Работа реле зашиты. При замыкании обмотки возбуждения (клеммы Ш, рис.134, б) на корпус сила тока в ней резко уменьшается из-за того, что оба ее конца в этом случае закорачиваются на корпус (массу). При этом из-за резкого падения напряжения генератора размыкаются контакты 16 и замыкаются контакты 15, вследствие чего обмотка 17 подключается к аккумуляторной батарее.
Ток по обмотке реле защиты будет проходить по следующей цепи: клемма В - ярмо 18 реле защиты - соединительный провод - ярмо регулятора напряжения 10 - якорек -контакты 15 - обмотка реле защиты 9 - клемма Ш - отрицательный вывод батареи. Вследствие этого сила тока в обмотке реле и магнитный поток сердечника резко возрастают, якорек притягивается и контакты замыкаются. При этом база транзистора через замкнутые контакты реле защиты окажется соединенной с положительным выводом аккумуляторной батареи, и транзистор закроется. До тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание, транзистор будет закрыт.
Раздел 18. Система зажигания двигателя.
Система зажигания карбюраторного двигателя служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах в определенный момент. Воспламенение происходит в конце такта сжатия электрической искрой, которая образуется между электродами свечи зажигания. Промежуток сжатой рабочей смеси между электродами свечи имеет большое электрическое сопротивление, поэтому между ними необходимо создать высокое напряжение, чтобы вызвать искровой разряд. Искровые разряды должны появляться при определенном положении поршней в цилиндрах и чередоваться в соответствии с установленным порядком работы двигателя.
На двигателях ВАЗ-2104, -2106, УЗАМ-331 и 412 устанавливается контактная система зажигания.
На двигателях ВАЗ-2108, МеМЗ-245 устанавливается электронная бесконтактная система зажигания. Бесконтактная система зажигания может устанавливаться также и на части двигателей ВАЗ-2104, -2106 и УЗАМ-331.