Ведущий момент. тяговый баланс автомобиля
Ведущий (вращающий) моментсоздается на ведущих колесах машины в результате передачи энергии на колеса от двигателя. В механической трансмиссии его определяют по формуле
Вращающий момент на валу двигателя при установившемся движении равен вращающему моменту от газовых сил. На переходных режимах (режимах изменения нагрузки) на валу двигателя возникает инерционный момент
Тогда суммарный момент на маховике, который сообщается деталям трансмиссии,
Из этого выражения видно, что инерционный момент зависит от момента инерции приведенных к маховику масс двигателя и действующих ускорений.
Тяговый баланс.При контакте ведущих колес с дорогой ведущий момент реализуется в касательную силу тяги Рк, представляющую собой продольную реакцию опорной поверхности, направленную в сторону движения автомобиля и вызывающую его движение. Касательная сила тяги
При равномерном движении автомобиля касательная сила тяги используется для преодоления различных сопротивлений, т. е. уравнение тягового баланса имеет вид
При переходных режимах (ускорение, замедление) возникает составляющая от сил инерции:
Тогда уравнение тягового баланса принимает вид
Последняя составляющая в определенных условиях оказывает большое влияние на динамику и работу отдельных частей трансмиссии машины.
Одна из характеристик трансмиссии — передаточное число, равное отношению числа зубьев г.2 ведомого зубчатого колеса к числу зубьев 1Х ведущего зубчатого колеса: / == гг/^1 - Передаточное число всей трансмиссии (механической) равно произведению передаточных чисел всех ее механизмов:
Передаточные числа каждого из механизмов рассчитывают по соответствующей методике.
Коэффициент полезного действияопределяют как отношение мощности Л^2 на выходе из механизма к мощности N^ на входе в механизм: т]м = ЛУЛ^. КПД механической трансмиссии оценивает потери энергии от трения в зацеплении зубчатых колес, в подшипниках и сальниках, а также от разбрызгивания масла в корпусах механизмов. Его значение зависит от типа и числа пар зубчатых колес, находящихся в зацеплении, типа и конструкции подшипниковых опор и сальниковых уплотнений, сорта, количества и температуры трансмиссионного масла, частоты вращения валов.
КПД механической трансмиссии определяют по формуле
КПД механической трансмиссии, нагретой до температуры 40...60 "С, и при полной нагрузке для разных типов приводов находится в пределе 0,87...0,93, т. е. от 7 до 17 % передаваемой через трансмиссию энергии расходуется на трение в ее деталях и перебалтывание масла. Детали и масло нагреваются, а теплота рассеивается в атмосферу.
Двигатели внутреннего сгорания как бензиновые, так и дизели по своим характеристикам не могут реализовать весь диапазон эксплуатационных нагрузок при высоких эффективных показателях мощности Ne и удельного расхода топлива ge. Поэтому в трансмиссию вводят передачи, у которых передаточные числа можно менять (в коробке передач, раздаточной коробке или дополнительном редукторе) в зависимости от режима работы автомобиля и условий эксплуатации, обеспечивая работу двигателя на режимах, близких к оптимальным.
Работа бесступенчатых автоматических трансмиссий заключается в том, что передаточные числа в них изменяются в зависимости от нагрузки на ведущих колесах автомобиля и бесступенчато. При увеличении, например, нагрузки автоматически увеличивается ведущий момент, но уменьшается скорость автомобиля. В этом случае двигатель может работать в установившемся номинальном или близком к нему режиме, значительно облегчается работа водителя, увеличивается производительность машины, улучшаются экономические показатели двигателя и автомобиля. Подобными показателями обладают гидротрансформаторы и электрические трансмиссии.
Гидрообъемные и электромеханические трансмиссии для обеспечения автоматичности и бесступенчатого изменения ведущего момента при изменении внешней нагрузки требуют специальной регулирующей аппаратуры.