Простое глагольное сказуемое
1. Спрягаемый полнозначный глагол. Наиболее продуктивная форма. Нейтральная. Приобретает окрашенность только при стилистической маркированности глагола. ( девочка смотрела на папу).
2. Транспозитивное употребление форм времени или наклонения. Вносит дополнительные смысловые оттенки, используется преимущественно в художественной речи. Реже в разговорной речи и в публицистике.( а дверь как хлопнет!)
3. Глагольный фразеологизм. Экспрессивность и выразительность обеспечены характером фразеологизма.
4. Инфинитив,или междометие. Функционально ограничены, выразительны. Сказуемое всегда выделяется интонационно.
- Инфинитив вносит в высказывание оттенок энергичного приступа к действию. ( а она бежать!)
- Междометье передает внезапность действия.
Довольно часто со стилистическим заданием используется повтор сказуемого. В этих случаях высказывание будет обогащено различными дополнительными значениями: длительности, полноты действия, периодичности, оценочности.
ВОПРОС 5. Трудные случаи и варианты координации подлежащего и сказуемого
|
ВОПРОС 6. Функционально-стилистическая и нормативная характеристика однородных членов предложения
Однородные члены имеют свою грамматическую и структурную оформленность, отличаются своей ритмико-инотонационной организацией.
Члены предложения являются однородными, если отвечают следующим критериям:
- соподчиненность - параллельной зависимости от некоего третьего члена, или, наоборот, в соподчиняющей роли по отношению к этому третьему члену предложения, например: Я наслаждался мирно своим трудом, успехом, славой, также трудами и успехами друзей (наслаждался трудом, успехом, славой; трудами и успехами друзей).
NB. Но главные члены не подсинены ничему.
- занимают одну синтаксическую позицию в предложении;
- связаны сочинительными отношениями;
- равноправие компонентов, их смысловая и грамматическая независимость друг от друга;
- произносятся с интонацией перечисления;
- часто имеют одинаковое морфологическое выражение(одна и та же часть речи и форма)(пример исключения: Всегда он был бледен, худ, подвержен простуде, мало ел, дурно спал)
Члены предложения НЕ являются однородными:
- При повторении одних и тех же слов с целью подчеркнуть длительность действия, множество лиц или предметов, усиленное проявление признака и т.д., например: Еду, еду в чистом поле;
- В цельных выражениях фразеологического характера: и день и ночь; и стар и млад;
- При сочетании двух глаголов в одной и той же форме, выступающих в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели, неожиданного или произвольного действия и т.д.), например, пойду посмотрю расписание занятий; взял да и сделал наоборот;
- Компоненты именного или глаг. хар-ра, связ. между собой частицами: говори не говори, работать так работать
Стилистически значимы способы соединения слов в однородные ряды:
- без союзов;
- союз перед каждым однородным членом (незамкнутый перечислительный ряд);
- союз только перед последним членом однородного ряда\ попарно соединенные однородные члены (замкнутый ряд)
Союзы, соединяющие однородный члены:
I. Соединительные (и, да (в значении «и»), ни...ни):
- Повторяющийся союз ни...ни употребляется в отрицательных предложениях, выполняя роль союза и, например: За дождем не видно было ни моря, ни неба;
- Союз и может соединять однородные члены попарно, например: Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой;
- Союз да (в значении «и») употребляется преимущественно в разговорной речи: Открой окно да сядь рядом;
- Двойные союзы как...так и, не так... как, не только...но (а) и, не столько-сколько, насколько-настолько, хотя и...но, если не...то имеют значение сопоставления, сравнения, например: Все окна как в барском доме, так и в людских отворены настеж.
II. Противительные (: а, но, да (в значении «но»), однако, зато)
- Союз а показывает, что вместо одних предметов, признаков, действий устанавливаются другие, т.е. что одно понятие утверждается, а другое отрицается, например: Наделала Синица славы, а моря не зажгла;
- Союз но вносит оттенок ограничения, например: По правому берегу расположены мирные, но еще беспокойные аулы;
- В роли противительного союза может выступать соединительный союз и, например: Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли;
III. Разделительный (или, либо, ли...ли, то...то, не то...не то)
- Союз либо, с тем же значением (обычно повторяющийся), имеет разговорный характер, например: Гаврила решил, что немой либо бежал, либо утонул вместе со своей собакой;
- Повторяющиеся союзы не то...не то, то ли...то ли указывают на неопределенность впечатления или на затруднительность выбора, например: На сердце не то лень, не то умиление.
Функции однородных членов:
- информативная/смысловая( Трехчленные ряды однор. чл. наиболее частотны в речи и исп-ся в худ. лит-ре, публ., в науч. И офиц-дел текстах, а также типичны для уст. нар. творч-ва. Думает он об овсе, о сене, о погоде)
-Уточнение, конкретизвция передаваемой инф-ции. Не сотня, а дивизия была в его подчинении
- Классифицирующая. Пр. вс. в науч. и офиц-дел текстах. При этом особая четкость достигается их нумерацией и рубрикацией. ГКРФ ст.16 п.1. К жилым помещениям относятся: 1. жилой дом, часть жилого дома; 2. квартира, часть квартиры; 3. комната
- Описат. В офиц-дел, публ., науч., худ. речи, представляя св-ва предметов, явлений, процессов
- Экспрессивно-выразит. и изобразит. в публ., худ. речи и отдел. жанрах науч. Речи (Добрая моя, милая мама)
- Ф-ция создания комического выражения иронии, что возн-т в рез-те соединения в однор. ряду слов, назыв. несопостав. понятия или в результате нарушения лекс. сочетаемости. Некто из администрации уже ждал их у ворот с гневом на челе и с часами на руках
- вносят разнообразие в синтаксическую структуру текста;
- детализация, напряженность действия (при повествовании\описании)
Однородные члены предложения являются приметой книжной речи.
-- важнейшее средство представления предмета речи через перечисление;
-- один из возможных способов описывания предмета речи через называние его свойств.
В официально-деловом и научном стилях однородные члены предложения выполняют смысловую функцию и обеспечивают полноту и точность изложения.
В научной речи однородные члены преимущественно связаны тематически. Как правило, их состав подвергается сокращению, что обозначается конструкциями «и.т.д»
В научных, официально-деловых текстах часто выполняют классификационную функцию.
В публицистических текстах однородные члены существенно богаче. Они являются средством создания экспрессивности высказывания, его образности, и предназначены для реализации не только смысловой, но и эстетической функции.
В публицистических текстах в настоящее время активно используется прием представления однородных членов как отдельного предложения. В результате существенно увеличивается смысловая значимость таких однородных членов. Каждый из них также подчеркнут интонационно.
Полностью выразительный потенциал однородных членов предложения представлен в художественной речи.
В текстах однородные члены могут быть представлены предельно разнообразно:
- тематически соотнесенные слова (среди гостей моих горе да печаль)
- синонимы (на улицах продают ветви счастья с ветками сирени)
- антонимы (Их стремительность и медлительность меня угнетала)
- паронимы (ключи она прячет и плачет)
- вообще не соотнесенные по значению слова, сам факт сопоставления которых представляет особенности авторского видения предмета речи (всего дороги в мире птицы, звезды и трава).
Ряды из трех однородных наиболее завершены интонационно и хорошо воспринимаются.
Однородные члены предложения активно участвуют в обеспечении выразительности текста. На их основе строятся стилистические фигуры:
- асиндетон\бессоюзие - построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов;
- полисиндетон\многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.( Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду)
- градация - расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся (см. Климакс) или понижающейся (см. Антиклимакс) смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. «Но чернеют пламенные дали —Не уйти, не встать и не вздохнуть»
- антитезы- один из приемов стилистики), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем».
- умолчания - Служащий для яркости речи стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком (лит.), напр.: - Но мне ли, мне ль, любимцу государя… Но смерть… но власть… Но бедствия народны…
- ирония;
- парономАзия - фигура речи, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи.(Ты отрава моя и отрада) ;
- силлепсис - синтаксический прием, состоящий в сочетании разнородных членов внутри одной и той же конструкции (У кумушки глаза и губы разгорелись; Шел дождть и два студента)
- зевгма – намеренное нарушение логического закона тождества, при котором одн члены относятся в одному однозначному опорному слову, что порождает несовместимое значение каждого из них(разновидность силлепсиса): Убить время и любовника своей благоверной
ВОПРОС 7 И 8. Семантико-стилистические функции вводных слов и предложений, вставных конструкций и обращения. Парентеза, риторическое обращение, сегментация.
Вводные слова и предложения придают высказыванию экспрессивную окраску и нередко закрепляются за функциональным стилем. Их стилистически не обоснованное употребление наносит урон культуре речи. Вводные слова и сочетания, выражающие достоверность, уверенность, предположение (несомненно, вероятно) присущи книжным стилям. Вводные слова и сочетания, используемые с целью привлечь внимание собеседника (послушайте, сделайте милость), используются в разговорной речи, а в художественных произведениях они имитируют непринуждённую беседу. Злоупотребление ими резко снижает культуру речи. Отдельную группу составляют слова и сочетания, выражающие эмоциональную оценку сообщения (к счастью, удивительное дело, чего греха таить). Они придают речи экспрессию и поэтому не используются в строгих книжных стилях. В отличие от вводных слов, вводные предложения более стилистически независимы, поскольку они разнообразнее по лексическому составу и объёму. В основном они употребляются в устной и в художественной речи, но не в книжных стилях, где предпочтение отдаётся вводным словам и сочетаниям. Вводные предложения могут быть достаточно распространены, но чаще лаконичны (ты знаешь; если не ошибаюсь). Вставные слова, словосочетания и предложения являются в тексте добавочными, попутными замечаниями: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой.
Обращения также выделяются экспрессивной окраской и функционально-стилевой закреплённостью. Наиболее интересны обращения с интонациями нежности, участия (любимая; моя старушка), а также фамильярности и даже грубости (старая) и насмешки, издёвки (умная). В поэтическом тексте обращение часто достигает высокой патетики, сарказма и яркой изобразительной силы. Для создания эмоциональности в качестве обращения могут использоваться слова с яркой экспрессивной окраской (надменные потомки), образные перифразы (колыбель моя). При обращениях часто стоят эпитеты, а сами они нередко являются тропами. Их экспрессию подчёркивают также частицы, тавтологические сочетания и особая интонация. Иногда обращения используются в оф.-деловом стиле – деловой переписке, официальных документах – и играют информативную роль. Выработаны устойчивые сочетания, служащие обращениями в определённых ситуациях (уважаемый господин, дамы и господа). Выбор формы обращения в официальной обстановке играет важную роль, т.к. речевой этикет является составной частью культуры поведения.
Парентеза – вставка, внесение. Прдложение при этом разрывается граматически не связанным с ним словом, словосочетанием или даже другим предложением. Эффект парентезы создаётся за счёт взаимопересечения двух высказываний (И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?)) Реальность яви (основное высказывание) и сна (вставка) в данном случае не отделены.
Риторическое обращение создаёт ситуацию свободного субъективного высказывания, предполагающего возможность различных эмоциональных оценок. Поэтому риторическим адресатом может быть и тот, кто не присутствует при акте речи, и не обладающий даром речи (вещь, явление, персонаж). Риторические обращения широко употребляются в поэтической речи.
Сегментация – это расчленение нормативной синтаксической конструкции, при которой в первую часть выносится тема высказывания, а во вторую – сообщение о ней, причём сама тема дублируется в форме 3го лица (Мой ровесник… Каким я его представляю?). После первой части сегментированной конструкции может стоять точка (Москва. Сюда стремятся отовсюду), многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак (Наша молодёжь? Об этом надо поговорить серьёзно и не спеша). Между первой и второй частью сегментированной конструкции может стоять тире и двоеточие (Расширение ЕС: плюсы и минусы. Судьбы деревенских старух – они у каждой по-своему драматичны).