Классификация автотранспортных средств
Заочный факультет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К справочно-нормативным
материалам для курсового и дипломного проектирования предприятий
автотранспортного комплекса
ЧАСТЬ I.
Технико-эксплуатационные нормативы
для планирования работы предприятий
автомобильного комплекса
Москва, 2003 г.
Справочные и нормативные материалы для курсового и дипломного проектирования для предприятий автотранспортного комплекса приведены по существующим на 01.10.2003 г. нормативам, нормам и ценам.
Материалы подготовлены сотрудниками кафедры экономики автомобильного транспорта: Ефремовой М.А., Луковецким М.А., Маркичевым В.А., Седовым И.А., Чуриловой М.И., Чуриловым А.Г.
Под общей редакции профессора Седова И.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Автотранспортная сеть. Классификация автомобильных дорог........
2. Классификация автотранспортных средств...........................................
3. Технико-эксплуатационные показатели, подвижного состава,
цена автомобилей и автомобильных шин..............................................
4. Грузы и их классификация.........................................................................
5. Нормы времени на погрузо-разгрузочные работы...............................
6. Нормы рабочего времени и времени отдыха
водителей автомобилей.............................................................................
7. Нормы режима труда и отдыха водителей на международных
перевозках.....................................................................................................
8. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту
подвижного состава.....................................................................................
9. Нормы расхода материалов и запасных частей на
техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей.............
10. Нормы затрат на восстановление износа и ремонт
автомобильных шин....................................................................................
11. Нормативы амортизационных отчислений основных фондов...........
12. Нормы расхода топлива и смазочных материалов
на автомобильном транспорте..................................................................
13. Нормы времени работы и простоя грузовых автомобилей
(для расчета заработной платы водителей)...........................................
14. Нормативы численности специалистов системы управления
автотранспортных предприятий...............................................................
15. Нормативы налоговых отчислений..........................................................
16. Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской
ответственности владельцев транспортных средств..........................
17. Нормативы производственно-технической базы предприятий
автотранспортного комплекса...................................................................
18. Нормативы удельных капитальных вложений на строительство
и реконструкцию предприятий автотранспортного комплекса...........
19. Нормативы расчета параметров экологической нагрузки
от эксплуатации транспорта......................................................................
АВТОТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Автомобильная транспортная сеть представляет собой комплекс автомобильных дорог, автотранспортных средств и специализированных предприятий.
Каждый из элементов этой транспортной сети, в свою очередь, является сложной структурой. Так, автомобильные дороги включают в свой состав сами дороги, сооружения, мосты, трубы, переправы, здания линейно-эксплуатационной службы и автотранспортные сооружения, зеленые насаждения, снегозащитные и путевые ограждения, крепительные устройства, дорожные знаки и указатели.
В настоящее время автотранспортная сеть России включает в себя более 531 тыс. км автомобильных дорог общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на:
1. Дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью.
2. Федеральные дороги.
3. Дороги субъектов Российской Федерации, относящиеся соответственно к собственности субъектов Российской Федерации.
Основные грузопотоки проходят по федеральным дорогам, к которым относятся:
1) магистральные дороги.
- соединяющие столицу Российской Федерации - г. Москву со столицами независимых государств, столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей;
- обеспечивающие международные автотранспортные связи;
2) прочие дороги, соединяющие между собой столицы республик в составе Российской, Федерации, административные центры краев, областей, а также этих городов с ближайшими административными центрами автономных образований.
При отсутствии автомобильной дороги от сети федеральных дорог до административных центров к федеральным дорогам относятся автомобильные дороги от этих центров до аэропортов; морских, речных портов железнодорожных станций.
Перечень федеральных дорог утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства транспорта Российской Федерации.
Помимо дорог общего пользования автомобильные дороги, расположенные в Российской Федерации, классифицируются по принадлежности на ведомственные и частные автомобильные дороги. К ведомственным и частным автомобильным дорогам относятся дороги предприятий, объединений, учреждений и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, предпринимателей и их объединений и других организаций, используемые ими для своих технологических, ведомственных или частных нужд.
Согласно ГОСТ Р 50597-93 автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в следующие группы:
Группы автомобильных дорог | Транспортная характеристика | Интенсивность движения, тыс. авт./сут. |
А | Магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения | более 3 |
Б | Магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения | от 1 до 3 |
В | Улицы и дороги местного значения | менее 1 |
Перевозка негабаритных грузов может осуществляться в отдельных случаях по разрешению дорожных органов и органов ГИБДД.
Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки и содержать эти пути в исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления перевозок.
Соответствие состояния автомобильных дорог и подъездных путей, находящихся на территории РФ, требованиям безопасности движения и сохранности груза и подвижного состава определяется совместно соответствующими дорожными органами, автотранспортными предприятиями или организациями и органами ГИБДД.
Требования к качеству и состоянию дорог регламентируются следующими нормативными документами:
ГОСТ Р 50597-93 | Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения |
ГОСТ 10807-78 | Знаки дорожные. Общие технические условия |
ГОСТ 13508-74 | Разметка дорожная |
ГОСТ 23457-86 | Технические средства организации дорожного, движения. Правила применения |
ГОСТ 25695-91 | Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры |
ГОСТ 26804-86 | Ограждения дорожные металлические барьерного типa. Технические условия |
СНиП 2.05.02.85 | Автомобильные дороги |
СНиП 2.07.01.89 | Планировка и застройка городских и сельских поселений |
СНиП 3.06.03-85 | Автомобильные дороги |
ВСН 24-88 | Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог |
Инструкция МПС России № ЦП/483 | Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов |
Согласно законодательству дороги должны содержаться в соответствии с требованиями правил содержания и ремонта автомобильных дорог.
Содержание, обслуживание и надзор за техническими средствами регулирования, дорожными знаками и разметкой обеспечиваются соответствующими дорожными и коммунальными организациями, а также органами ГИБДД.
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом:
По типу кузова | ||||
закрытый тип контейнер тентованный рефрижератор (изотермический кузов) изотермический фургон микроавтобус | открытый тип бортовой самосвал конт. площадка кран автотранспортер цистерна лесовоз седельный тягач | |||
По группам | ||||
I группа | II группа | III группа (условно) | ||
бортовые автомобили | специализированные: | автомобили-цистерны | ||
автомобили-фургоны общего назначения | самосвалы фургоны рефрижераторы контейнеровозы седельные тягачи с полуприцепами балластные тягачи с прицепами" | |||
По количеству осей | ||||
двухосные трехосные четырехосные пятиосные и более | ||||
По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось) | ||||
до 6 т включительно | свыше 6 т до 10 т включительно | |||
По колесной формуле | ||||
4´2 4´4 6´4 6´8 | ||||
По составу | ||||
одиночное транспортное средство | автопоезд в составе: | |||
- автомобиль-прицеп | ||||
- автомобиль-полуприцеп | ||||
По типу двигателя | ||||
бензиновые | дизельные | |||
По грузоподъемности | ||||
малой | до 1,5 т | |||
средней | от 1,5 до 16 т | |||
большой | свыше 16 т | |||
Автотранспортные средства (АТС) в зависимости от осевых масс подразделяются на две группы:
1. Группа А - АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси свыше 6 т до 10 т включительно, предназначенные для эксплуатации на дорогах I-III категорий, а также на дорогах IV категории, одежды которых построены или усилены под осевую массу 10 т.
2. Группа Б - АТС с осевыми массами наиболее нагруженной оси до 6 т включительно, предназначенные для эксплуатации на всех дорогах.