Мощностной баланс автомобиля
Графиком мощностного баланса автомобиля называют график, имеющий кривые мощности, подводимой к ведущим колесам на передачах, и кривые мощности, затрачиваемой на преодоление сопротивления качению и сопротивления воздуха, в зависимости от скорости движения.
Мощность, подводимую к ведущим колесам автомобиля ( ), определят по формуле:
(2.23)
Мощность, необходимую для преодоления сопротивления дороги ( ) вычисляют по формуле:
(2.24)
где: - суммарная сала сопротивления дороги, определяемая по формуле (2.6), кН;
- скорость движения автомобиля, км/ч.
Мощность, необходимую для преодоления сопротивления воздуха ( ) находят по формуле:
(2.25)
где: - сила сопротивления, воздуха определяемая по формуле (2.10), кН.
Результаты расчета мощностного баланса сводят в таблицу 2.8.
Таблица 2.8 Результаты расчета графика мощностного баланса автомобиля
ne, об/мин | Ne | Nk | Передача (Vа, км/ч) | NΨ | NW | NΨ+NW | ||||
кВт | кВт | I | II | III | IV | V | кВт | кВт | кВт | |
24,1 | 21,4 | 12,090 | 21,129 | 26,713 | 44,370 | 54,110 | 4,539 | 1,659 | 6,197 | |
39,2 | 34,9 | 18,807 | 32,867 | 41,553 | 69,020 | 84,171 | 8,340 | 6,244 | 14,584 | |
54,9 | 48,9 | 25,523 | 44,605 | 56,394 | 93,670 | 114,232 | 13,811 | 15,607 | 29,418 | |
70,7 | 62,9 | 32,240 | 56,343 | 71,234 | 118,320 | 144,293 | 21,548 | 31,455 | 53,002 | |
86,0 | 76,5 | 38,956 | 68,081 | 86,075 | 142,970 | 174,354 | 32,147 | 55,494 | 87,640 | |
100,4 | 89,4 | 45,673 | 79,819 | 100,915 | 167,620 | 204,415 | 46,204 | 89,431 | 135,635 | |
113,3 | 100,8 | 52,390 | 91,557 | 115,756 | 192,270 | 234,476 | 64,316 | 134,972 | 199,288 | |
124,2 | 110,5 | 59,106 | 103,295 | 130,596 | 216,920 | 264,537 | 87,079 | 193,824 | 280,903 | |
132,6 | 118,0 | 65,823 | 115,033 | 145,436 | 241,570 | 294,598 | 115,089 | 267,693 | 382,782 | |
138,1 | 122,9 | 72,540 | 126,771 | 160,277 | 266,220 | 324,659 | 148,942 | 358,287 | 507,229 | |
140,0 | 124,6 | 79,256 | 138,510 | 175,117 | 290,870 | 354,720 | 189,236 | 467,310 | 656,546 | |
137,9 | 122,7 | 85,973 | 150,248 | 189,958 | 315,520 | 384,780 | 236,565 | 596,471 | 833,036 |
По данным таблицы 2.8 на рисунке 2.8 построены кривые и на передачах, кривая и кривая + .
Рисунок 2.8.-График мощностного баланса автомобиля
2.6 Тормозная динамика автомобиля.
Теоретический минимальный тормозной путь до остановки автомобиля ( ), имеющего тормозные механизмы на всех колесах, определяют по формуле:
(2.26)
где: - скорость движения автомобиля в начале торможения, км/ч;
φ - коэффициент сцепления шин с дорогой, равный 0,6.
Остановочный путь автомобиля ( , м ) определяют по формуле:
(2.27)
где: - время реакции водителя, 0,6 с;
- время срабатывания тормозов, т.е. период времени от начала торможения до момента времени, в который тормозная сила достигает наибольшей величины, 0,2с;
-коэффициент эффективности торможения, принимаем равным 1.
Результаты расчета сведены в таблицу 2.9.
Таблица 2.9 Результаты подсчета тормозного и остановочного путей автомобиля
V0,км/ч | ST, м | S0, м |
0,656168 | 2,878390201 | |
2,624672 | 7,06911636 | |
5,905512 | 12,57217848 | |
10,49869 | 19,38757655 | |
16,4042 | 27,51531059 | |
23,62205 | 36,95538058 | |
32,15223 | 47,70778653 | |
41,99475 | 59,77252843 | |
53,14961 | 73,1496063 | |
65,6168 | 87,83902012 | |
79,39633 | 103,8407699 | |
94,48819 | 121,1548556 | |
110,8924 | 139,7812773 | |
128,6089 | 159,720035 | |
147,6378 | 180,9711286 | |
167,979 | 203,5345582 | |
189,6325 | 227,4103237 | |
212,5984 | 252,5984252 | |
236,8766 | 279,0988626 | |
262,4672 | 306,911636 | |
289,3701 | 336,0367454 | |
214,131 | 300,8667 | 348,4513672 |
Рисунок 2.8.-График тормозного и остановочного путей автомобиля
2.7 Топливная экономичность автомобиля
Требуется определить расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля при движения с полной нагрузкой на различных скоростях на прямой передачи.
Расход топлива ( ) определяют по формуле:
, (2.28)
где: - эффективный удельный расход топлива, г/кВт·ч;
- мощность двигателя, необходимая для равномерного движения автомобиля, кВт;
- скорость движения автомобиля, км/ч;
ρ - плотность топлива, кг/л (для бензина принимаем 0,72).
Мощность двигателя ( ), необходимую для равномерного движения автомобиля, определяют по формуле:
(2.29)
где: и - мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления дороги и воздуха соответственно, кВт.
Величина эффективного удельного расхода топлива ( ) входящая в формулу (2.28), зависит от частоты вращения коленчатого вала и степени использования мощности двигателя. Минимальная величина эффективного расхода топлива двигателя внутреннего сгорания ( ) наблюдается при частоте вращения коленчатого вала, примерно соответствующей 70 % , и при мощности двигателя, равной примерно 80% максимальной при этих оборотах. Допускается принимать величину равной 300-325 г/кВт·ч
Величину удельного расхода топлива двигателем (г/кВт·ч) в конкретных условиях движения определяют по формуле:
(2.30)
где: и - коэффициенты, учитывающие изменение удельного расхода топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и от степени использования мощности двигателя соответственно.
Результаты расчета сводим в таблицу 2.8.
Таблица 2.8 Результаты расчета расхода топлива
kN | kn | Qs, | qe, | Va, | NeH, | NΨ+Nw |
л/100км | г/кВтч | км/ч | кВт | кВт | ||
2,700 | 1,421 | 10,286 | 575,505 | 54,110 | 6,963 | 6,197 |
2,526 | 1,128 | 11,556 | 427,399 | 84,171 | 16,386 | 14,584 |
2,100 | 1,010 | 12,786 | 318,150 | 114,232 | 33,054 | 29,418 |
1,869 | 0,975 | 15,669 | 273,341 | 144,293 | 59,553 | 53,002 |
1,750 | 0,961 | 19,788 | 252,263 | 174,354 | 98,472 | 87,640 |
1,500 | 0,955 | 22,250 | 214,875 | 204,415 | 152,399 | 135,635 |
1,350 | 0,957 | 25,704 | 193,793 | 234,476 | 223,919 | 199,288 |
1,190 | 0,961 | 28,426 | 171,539 | 264,537 | 315,621 | 280,903 |
1,070 | 0,976 | 31,763 | 156,648 | 294,598 | 430,093 | 382,782 |
0,990 | 0,987 | 35,735 | 146,570 | 324,659 | 569,920 | 507,229 |
1,090 | 0,995 | 46,989 | 162,683 | 354,720 | 737,692 | 656,546 |
1,300 | 1,000 | 65,881 | 195,000 | 384,780 | 935,995 | 833,036 |
Рисунок 2.9 График расхода топлива.
Анализ и выводы по разделу 2
При проведении расчетов данного раздела выяснил что: 1. наиболее эффективный режим работы двигателя достигается на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя; 2. значение коэффициента запаса тяги будет максимальным примерно при 100 км/ч, что хорошо подходит для эксплуатации автомобиля за городом; 3. движение автомобиля со скоростью выше критической будет устойчивым так, как при движении со скоростью меньше критической увеличение коэффициента сопротивления дороги будет сопровождаться уменьшением скорости и динамического фактора, что может привести к тому, что двигатель остановится если не включить более низкую передачу; 4. анализируя результаты пункта «ускорение, время и путь разгона автомобиля», можно сделать вывод, что наиболее целесообразно производить переключение передач на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя. Это связано с тем, что дальнейшее увеличение частоты вращения коленчатого вала будет сопровождаться падением ускорения автомобиля, увеличением расхода топлива, нагрузки на двигатель; 5. топливная экономичность автомобиля Chevrolet Lacetti. полностью соответствует данным завода и является наиболее приемлемой для данного типа автомобиля.
3 Эксплуатационные качества автомобиля.