Назначение автомобилей, область применения
Курс лекций по дисциплине
Конструкция Автомобилей и Тракторов.
Рецензент – д.т.н., профессор кафедры «Проектирование и Эксплуатация Машин и Оборудования» Ижевского Государственного Технического Университета Умняшкин В.А.
Автор Музафаров Р.С.
Исполнитель Плешачков А.В.
«Конструкция Автомобилей и Тракторов».
Курс: 3, 4 | 6 семестр | 7 семестр | ||
Лекции | ||||
Практические занятия | ||||
Семестр: 6,7 | Лабораторные работы | |||
Самостоятельная работа | ||||
Отчетность | экзамен | Зачет, экзамен |
Примерная тематика лабораторных работ:
1. Изучение общего устройства двигателей внутреннего сгорания
2. Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизм
3. Система питания бензиновых двигателей
4. Коробки передач. Их устройство и работа
5. Конструкции ведущих мостов, главные передачи, дифференциалы
6. Устройство подвески. Амортизаторы
7. Изучение элементов тормозного управления автомобиля. Его устройство и работа
8. Карданная передача. Ее устройство и работа. Шарниры равных угловых скоростей
9. Сцепление автомобилей. Его устройство, работа и регулировка
10. Автомобильные генераторы и регуляторы напряжения
11. Система зажигания
12. Аккумуляторные батареи, система электростартерного пуска двигателей
Литература:
1. Основная
1.1 Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для ВУЗов. В.П. Алексеев, П.А. Иващенко, В.И. Ивин и др. Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглова. М.:Машиностроение, 1980 – 288с.
1.2 Автомобиль. Вишняков Н.Н. и др. М.:Машиностроение, 1986
1.3 Отечественные автомобили. Анохин В.И. М.:Машиностроение, 1977
1.4 Устройство автомобиля. Учебное пособие. Тур Е.Я. и др. М.:Машиностроение, 1991 – 352с.
2. Дополнительная
2.1 Гаспарянц Г.А. Конструкция, основы теории и расчеты автомобиля. М.:Машиностроение, 1978 – 351с.
2.2 Илларионов В.А. и др. Теория и конструкция автомобиля. М.:Машиностроение, 1987 – 303с.
2.3 Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Учебное пособие. М.:ИРПО; Изд. Центр «Академия», 1999 – 544с.
2.4 Родичев В.А., Родичева Г.И. Тракторы и автомобили. М.: Колос, 1998 – 336с.
Цели и задачи дисциплины. Ее место в учебном процессе.
Целью преподавания дисциплины «Конструкция Автомобилей и Тракторов» является формирование у студентов знаний конструктивных принципов построения и функционирования агрегатов, систем и механизмов автомобилей.
Курс «Конструкция Автомобилей и Тракторов» является базовой дисциплиной, формирующей основы знаний по специальности, развивающей начальное конструкторское мышление и необходимой для последующего изучения специальных дисциплин.
Задачи дисциплины.
В соответствии с квалификационной характеристикой инженера-механика по специальности 15.01.00 «Автомобиле- и Тракторостроение» в результате изучения дисциплины «Конструкция Автомобилей и тракторов» студенты должны знать:
1. Назначение и требования, предъявляемые к автомобилям, их агрегатам и системам, классификацию автомобилей;
2. Принципы построения и функционирования конструкций, типовые и оригинальные технические решения, применяемые в отечественном и зарубежном автомобилестроении;
3. Тенденции развития конструкций автомобилей;
должны уметь:
4. самостоятельно изучать конструкции автомобилей, анализировать их достоинства и недостатки, давать сравнительную оценку;
5. проводить частичную разборку, сборку агрегатов и узлов автомобилей.
Домашнее задание:
1. История развития отечественного автомобилестроения.
2. Основные этапы развития отечественного автомобилестроения.
Раздел 1. Общие сведения об автомобилях.
Назначение автомобилей, область применения.
Автомобиль– это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (работ).
Автомобили, а также прицепные средства, используемые на автомобильном транспорте, образуют подвижный состав.
По назначению автомобильный подвижной состав подразделяют на грузовой, пассажирский и специальный. К грузовому относят грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - легковые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы, к специальному - автомобили, прицепы и полуприцепы для нетранспортных работ с соответствующим оборудованием (пожарные, автокраны и т.д.).
По характеру использования грузовой подвижной состав делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. Основным отличием грузовых автомобилей общего назначения является конструкция кузова, который выполнен в форме бортовой платформы. Автомобили специализированного подвижного состава имеют кузов, приспособленный для перевозки только определенных грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и др.).
Грузовые автомобили разделяют по разрешенной максимальной массе на семь классов: до 1,2 т; 1,3 - 2,0; 2,1 - 8,0; 9,0 - 14; 15 - 20; 21 - 40; свыше 40 т.
Грузовые автомобили, приспособленные для перевозки сыпучих (вязких) грузов и оборудованные самосвальными кузовами, называют автомобилями-самосвалами, а приспособленные для буксировки прицепов или полуприцепов - автомобилями-тягачами. Если автомобиль-тягач или одиночный автомобиль работает в составе с одним или несколькими прицепами, то такую совокупность транспортных средств называют автопоездом.
Легковые автомобилиразделяют по рабочему объему цилиндров двигателя на следующие классы: особо малый (до 1,2л), малый (1,3 - 1,8л), средний (1,9 - 3,5л), большой (свыше 3,5 л), высший (не регламентируется).