Зарядка аккумуляторных батарей

Цель работы: Получить знания об устройстве аккумуляторной батареи и способах ее зарядки.

Пояснение к практической работе:Батарея 6СТ-55А состоит из шести последовательно соединенных элементов, напряжением 2 В. Они размещены в общем полупрозрачном корпусе из полипропилена, разделенном перегородками на шесть секций. Крышка корпуса также изготовлена из полипропилена и приварена к корпусу, образуя вместе с ним неразборный моноблок.

Решетки пластин аккумуляторной батареи отлиты из свинцового сплава с малым содержанием сурьмы. Это позволило уменьшить саморазряд батареи в эксплуатации и замедлить процесс испарения воды из электролита. В результате увеличился пробег автомобиля между очередными обслуживаниями батареи. Краткая техническая характеристика батареи:

Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С в начале разряда , А*ч…55

Сила тока разряда при 20-часовом режиме разряда, А………2,75

То же при стартерном режиме и температуре электролита минус 18°С, А..255

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние. В запасные части батареи поступают без электролита в сухозаряженном исполнении. Чтобы привести такую батарею в рабочее состояние, отвертывают пробки и снимают с них уплотнения или срезают вентиляционные выступы. Затем небольшой струей через воронку заливают в батарею электролит плотностью 1,27…1,29 10 2/см³ (при температуре 20°…25° С) для умеренного климата или 1,22…1,24 2/см³ - для южных районов.

Выдерживают батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверяют напряжение батареи без нагрузки и плотность электролита. Если напряжение не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем. При напряжении меньшем или равном 10,5 аккумуляторная батарея бракуется.

Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если она хранилась более 12 мес. с даты выпуска или если первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д. В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, доводят уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

Поддержание батареи в работоспособном состоянии. Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен находиться между метками «MIN» и «MAX» , нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Поэтому надо через каждые 4 мес. проверять его уровень. Не допускается эксплуатация аккумуляторной батареи с уровнем электролита ниже метки «MIN». Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду.

Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливать необходимо электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то электролит необходимо отобрать резиновой грушей.

Проверка степени разряженности батареи. Для определения степени разряженности при отказе батареи, а так же через каждые 4 мес. измеряют автомобильным денсиметром плотность электролита и сравнивают ее с данными таблицы:

Степень разряженности батареи в % Плотность электролита при температуре 20°
1,28
1,24
1,2


Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50 % летом, то ее следует снять с автомобиля и подзарядить.

Во время измерения плотности следят за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и на другие детали не попал электролит, вызывающий коррозию, утечку тока и т. п.

Плотность электролита зависит от температуры. С ее изменением на каждые 15°С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому если температура электролита отличается от 25°С, то к показаниям денсиметра следует прибавлять или отнимать температурную поправку:

Температура электролита (°С) Поправка (г/см3 )
-20 -0,03
-5 -0,02
+10 -0,01
+25
+40 +0,01

Чтобы не получить ошибочных результатов, плотность электролита не замеряют в следующих случаях.

1. если его уровень не соответствует норме;

2. когда электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15-25°С;

3. сразу после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемещается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;

4. после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементе батареи;

5. при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку денсиметра, поднимутся на поверхность.

Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо отобрать часть электролита из элемента, долить взамен дистиллированной воды, выждать пока электролит перемешается и снова замерить плотность.

Если плотность электролита низкая, то после отбора его из элемента долить электролит плотностью 1,40 г/см3.

Задание студентам:

Произвести зарядку аккумуляторной батареи.

В отчете о практической работе записать порядок проведенных работ.

Порядок выполнения практической работы:

Заряд аккумуляторной батареи:

1. снять АКБ с автомобиля.

2. Очистить батарею, особенно ее верхнюю часть.

3. Подключить к клеммам АКБ провода зарядного устройства.

4. Установить силу тока на зарядном устройстве (если не автомат) 2,75 А и вывернуть пробки.

При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения выше 40°С. Если температура достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку, и охладить батарею до 27°С. Заряд прекращается, когда начинается обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних 3 ч заряда будут оставаться постоянными.

Плотность электролита заряженной батареи при 25°С должна быть (1,28± 0,01) г/см3 для районов с умеренным климатом и (1,23±0,01) г/см3 для тропиков.

После корректировки плотности электролита продолжают зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключают батарею и через 30 мин замеряют его уровень во всех элементах. Если уровень электролита отличается от нормы, то его доводят до рекомендуемой величины, как указано выше.

5. Отключить зарядное устройство. Навернуть пробки на АКБ и установить батарею на автомобиль.

Контрольные вопросы:

1. Как расшифровывается маркировка АКБ?

2. Как проводится приведение сухозаряженной батареи в рабочее действие?

3. В каком случае необходимо производить зарядку АКБ?

4. При приготовлении электролита, что заливают первоначально, дистиллированную воду или серную кислоту?

5. Что доливают до необходимого уровня АКБ?

Оборудование и инструмент применяемый при выполнении практической работы:1. Набор гаечных ключей

2.АКБ

3.Зарядное устройство

Литература:

А. Г. Пузанков «Автомобили. Устройство автотранспортных средств». М. И. Ц. «Академия» 2006 стр. 211-217.

Правила безопасного выполнения работы:

Особенно осторожно необходимо быть с электролитом, серной кислотой. Работы по доливке проводите в резиновых перчатках, не допускайте попадания электролита на одежду, кожу, лакокрасочное покрытие, на детали и агрегаты моторного отсека. Не оставляйте тряпки вблизи с клеммами АКБ, подключенными к зарядному устройству. Работы проводите в помещении хорошо проветренном. Используемую тряпку после протирки грязи и электролита утилизируйте.

Наши рекомендации