Расчет передаточных чисел коробки передач
При определении передаточных чисел коробки передач нужно помнить о том, что I передача предназначена для преодоления максимального сопротивления дороги. Промежуточные передачи коробки передач используются при разгоне автомобиля, преодолении повышенного сопротивления движению, работе автомобиля в условиях, не позволяющих двигаться с высокой скоростью (гололед, выбитая дорога, задержка впереди идущим транспортом и т.д.), а также при торможении двигателем на затяжных пологих спусках.
При расчете передаточных чисел сначала находят передаточное число I передачи по заданному техническими условиями максимальному коэффициенту сопротивления дороги ψmax или максимальному динамическому фактору автомобиля по тяге Dmax на I передаче.
Это передаточное число определяют с помощью выражения, полученного из формулы для динамического фактора, пренебрегая силой сопротивления воздуха, так как она незначительна при небольших скоростях движения:
где Gа – сила тяжести автомобиля с полной нагрузкой, Н; Mmax – максимальный крутящий момент двигателя, Н•м.
Полученное передаточное число I передачи коробки передач не гарантирует отсутствия буксования ведущих колес автомобиля. Чтобы не было буксования ведущих колес при движении на I передаче, необходимо выполнение следующего неравенства:
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Из этого соотношения определяют новое передаточное число I передачи, при котором буксования ведущих колес не будет:
После проверки передаточного числа I передачи на отсутствие буксования ведущих колес автомобиля из двух найденных передаточных чисел I передачи коробки передач для дальнейших расчетов выбирают меньшее.
По этому значению передаточного числа I передачи и известному значению передаточного числа высшей передачи определяют передаточные числа промежуточных передач.
Если высшая передача прямая (uп=1), то для расчета передаточных чисел промежуточных передач используют следующее выражение
где n' – число передач, не считая повышающую передачу и передачу заднего хода; k – номер передачи.
Если высшая передача повышающая (uк<1), то значение ее передаточного числа выбирают в соответствии с типом автомобиля, а остальные передаточные числа промежуточных передач рассчитывают с помощью приведенного выше выражения.
Для выявления влияния числа передач в коробке передач на скорость движения автомобиля в различных дорожных условиях сравним динамические характеристики одного и того же автомобиля при установке на него трехступенчатой (рис. 4а) и четырехступенчатой (рис. 4б) коробок передач.
При этом первые и последние передачи данных коробок передач имеют равные передаточные числа, а динамические факторы автомобиля по тяге на первой и последней передачах обеих коробок одинаковы.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Рис. 4. Динамические характеристики автомобиля с трехступенчатой (а) и четырехступенчатой (б) коробками передач:
I-IV – передачи; v’max,v’’max – максимальные значения скорости движения при коэффициентах сопротивления дороги соответственно ψ1 и ψ2
Передаточное число передачи заднего хода
Окончательное значение передаточного числа передачи заднего хода определяют при компоновке коробки передач.
Рассчитанные передаточные числа коробки передач являются ориентировочными и при проектировании новой коробки передач могут незначительно изменяться. Окончательно передаточные числа коробки передач уточняют при выборе параметров зубчатого зацепления в процессе проектирования коробки передач.
4.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Теоретическую тяговую характеристику автомобиля Рт=f(Vа) можно получить расчетным путем по следующей методике:
Принять:
· внешнюю скоростную характеристику двигателя (см. пункт 2 раздела 2.2);
· ряд передаточных чисел трансмиссии iтр и к.п.д. трансмиссии ηтр(раздел 3);
· статический радиус колеса (пункт 1 раздела 2.2).
Рассчитать силу тяги Ртна различных передачах и режимах движения автомобиля, результаты свести в таблицу.
Таблица 2. Данные для построения тяговой и динамической
характеристик
Пере-дача | iтр | ηтр | nе , мин-1 | Vа , м/с | Ме,Нм | Рт,Н | Рв,Н | D |
15,05 | 0,91 | 1.88 | 123.06 | 6240.85 | - | 0.44 | ||
3.67 | 135.38 | 6869.3 | - | 0.47 | ||||
5.63 | 137.42 | 6972.7 | 20.08 | 0.48 | ||||
7.51 | 130.75 | 6634.26 | 35.72 | 0.46 | ||||
При N мах | 10.52 | 109.87 | 5574.8 | 70.1 | 0.38 | |||
nmax | 11.64 | 96.27 | 4884.74 | 85.83 | 0.33 | |||
8,61 | 0,91 | 3.28 | 123.06 | 3571.2 | - | 0.24 | ||
6.56 | 135.38 | 3928.73 | 27.26 | 0.27 | ||||
9.84 | 137.42 | 3987.93 | 61.33 | 0.27 | ||||
13.12 | 130.75 | 3794.37 | 109.04 | 0.25 | ||||
При N мах | 18.36 | 109.87 | 3188.43 | 213.54 | 0.2 | |||
nmax | 20.33 | 96.27 | 2793.76 | 261.83 | 0.17 |
5,58 | 0,91 | 5.06 | 123.06 | 2313.53 | 16.21 | 0.16 | ||
10.12 | 135.38 | 2545.14 | 64.87 | 0.17 | ||||
15.18 | 137.42 | 2583.5 | 145.97 | 0.17 | ||||
20.24 | 130.75 | 2458.1 | 259.51 | 0.15 | ||||
При N мах | 28.33 | 109.87 | 2065.56 | 508.44 | 0.10 | |||
nmax | 31.37 | 96.27 | 1809.88 | 623.41 | 0.08 | |||
4,1 | 0,91 | 6.89 | 123.06 | 1700.69 | 30.07 | 0.11 | ||
13.78 | 135.38 | 1870.95 | 120.29 | 0.12 | ||||
20.67 | 137.42 | 1899.14 | 270.66 | 0.11 | ||||
27.56 | 130.75 | 1806.97 | 481.17 | 0.09 | ||||
При N мах | 38.58 | 109.87 | 1518.4 | 942.91 | 0.04 | |||
nmax | 42.71 | 96.27 | 1330.5 | 1155.59 | 0.01 |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
.
I передача
II передача
III передача
VI передача
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Где uкп – передаточное число коробки передач, uгп – передаточное число главной передачи.
uтр= uкпuгп.
iтр = uкп uгп
iтр = 3,67*4,1=15,05
iтр = 2,1*4,1=8,61
iтр = 1,36*4,1=5,58
iтр = 1*4,1=4,1
iтр иuтр – равноценные обозначения.
Vа - скорость автомобиля, определяется по формуле:
I передача
II передача
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
III передача
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
VI передача