Способ создания хорошего микса - одним предложением
Секрет хорошего микса заключается в умном распределении всех звуков микса в трех пространственных измерениях:
в горизонтальном, в вертикальном и по глубине.
Три пространственных измерения в миксе
Секрет пути к профессиональному миксу заключается в систематической и умной работе с этими тремя измерениями.
Эти три измерения формируют основу для процесса сведения.
И вот объяснение. В горизонтальном измерении вы управляете панорамой или панорамированием. Одним из аспектов этого измерения является возможность расширения стерео-базы сигнала, которое мы детально обсудим позднее.
Управление панорамой является одним из самых недооцененных моментов в процессе микширования. Поэтому, уделите
особое внимание разделу, в котором рассматриваются вопросы панорамирования. Второе, вертикальное измерение определяет частотную характеристику сигнала. Главные аспекты этого измерения - это эквализация и управление уровнем различных звуков.
Вторичный аспект - это компрессия, потому как она косвенно влияет на частотную характеристику сигнала через динамическое изменение.
В третьем измерении пространственная глубина записи формируется путем умного использования ревербераторов и дилэев. Эквализация ревербераторов и дилэев, наряду с другими настройками, является одним из аспектов данного измерения. Дополнительным художественным аспектом является формирование драматической структуры песни. Главным образом, при помощи заглушения треков или при помощи пространственных эффектов.
На этапе записи записывается множество треков для дальнейшего отбора в течение процесса сведения. Нет ничего более скучного, чем песня в которой все инструменты звучат на протяжении всей песни.
Умное заглушение отдельных треков делает песню более интересной, а также может быть использовано даже для создания новых частей в аранжировке - например, акапеллы.
Взгляд назад
До того как мы уделим внимание непосредственно процессу сведения в программах Nuendo и Cubase, я хотел бы уделить немного времени рассказу о развитии студийного процесса и методов работы на студии. Знание этих классических приемов производства обогатит нашу текущую работу на цифровых рабочих станциях.
Чтобы дать вам возможность использовать этот опыт в вашей работе, я подытожил наиболее важные моменты каждого из трех этапов производства: записи, сведения и мастеринга. Продюсер должен обладать достаточным воображением для того, чтобы в течение записи уже записанные отдельные треки с хорошим звуком, не обращая внимания на детали, дошли до процесса сведения.
Работа с аналоговыми микшерными консолями совместно с многодорожечными магнитофонами требует четкого планирования работы над множеством дорожек с хорошим звуком и ровным уровнем для того, чтобы можно было переключиться на другую песню для наложения, которая часто располагается на другой магнитной пленке. Требуется только несколько движений фейдерами на каналах для панорамирования и управления канальными посылами для управления направлением сигнала и для формирования предварительного микса в наушниках для того, чтобы создать необходимые условия для следующей сессии сведения.
Это требование к дисциплинированности формируется техническими ограничениями и является полной противоположностью неразрушающему подходу современных компьютерных станций. Практически неограниченное число дорожек, возможность записи дублей, и возможность оперативного сохранения всех параметров, являются крайне полезными функциями программ Cubase и Nuendo - но только до тех пор, пока мы используем эти возможности с достаточной степенью дисциплинированности.
Великолепные возможности независимого редактирования каждого кусочка аудио-материала не должны приводить к треку
с неравномерным уровнем или даже к треку, который на своем протяжении звучит совершенно по-разному.
Вне зависимости от неоспоримых возможностей, возможность оперативной записи дублей, при ее неправильном использовании, приводит к заурядному результату, который получается от отношения, что где-то в куче дублей
мы сможем найти хороший фрагмент записи. Это превращает возможность свободной неразрушающей записи дублей
в вынужденную работу и утомительное редактирование.
06. Тренируйте способность быстрого принятия решений и увеличивайте свою эффективность!
Традиционные методы работы заставляют аудио-инженеров развивать способность принятия быстрых решений, является ли записанный кусок хорошим или плохим. Из-за ограниченного числа доступных дорожек, что приводит к невосполнимой утрате предыдущих копий, существует постоянная потребность в принятии правильных решений. Для того, чтобы избежать лишней работы при поиске и редактировании с самого начала, такие же строгие стандарты должны быть применены и
к неразрушающему подходу.
В качестве примера, если требуется качественный трек ведущего вокала, на этапе записи вы можете применить следующий метод. Создайте дорожку и установите ее в режим записи для прослушивания записи, входного сигнала и перегрузки. Создайте архивную дорожку для начального прослушивания. На третьем шаге создайте запасной трек и выключите его.
В ходе записи дублей вы определяете текущие дубли маркируя их соответственно как "A", "B" и "C". Дубли под вариантом "С" сразу удаляются. Другой вариант - ограничение числа последовательностей дублей, так что вы можете за ними уследить
и можете мысленно их оценить.
Сразу же после цикла записи дубли размещаются в архивной дорожке "A" и в запасном треке "B". Так же как и "С" -
в корзине. Мы делаем это для того, чтобы освободить основной записывающий трек для следующего цикла записи.
На этом шаге вы можете выполнить небольшое редактирование с помощью инструмента "ножницы" для того чтобы сформировать хорошие готовые дубли из дублей "B" и "С". Архивный трек - предназначен для прослушивания и должен
иметь те же настройки эффектов в разрывах и посылах, как и основной записывающий трек.
В конце сеанса записи вы должны иметь возможность прослушивания трека "A" в постоянном качестве и равномерном уровне независимо от небольшой ручной настройки, редактирования свистящих звуков, звуков дыхания, и тому подобного.
Это очень классно для артистов, потому что они могут оценить результат, по крайней мере, на 90 процентов сразу после записи
и уйти домой удовлетворенными.
А сейчас, вместо того чтобы ужаснуться необходимости сортировки и отбора в куче дублей, вы можете открыть ваш проект через несколько недель и сразу получить полный доступ ко всем дорожкам которые должны быть отредактированы. В течение редактирования единственная цель резервного трека "B" состоит в возможном обмене какими-то кусочками, такими как произношение окончания согласных, шипящих звуков, и различных ударений, которые вы пропустили в течение сеанса записи.
Если вы не произвели последовательную предварительную сортировку, вы можете быть почти уверены, что в 60-ти записанных дублях вы уже не будете ориентироваться даже на следующий день. Был ли дубль №47 тем самым? Потому как ваше сознание войдет в ступор уже после 30-го дубля.
В любом случае, этот способ утомителен и требует много времени. И вообще в это нет никакого удовольствия.
И поскольку вы полностью доверяете вашей способности к принятию решений, вы можете удалить резервный трек "B"
с жесткого диска сразу после того, как редактирование завершено. Вы можете продвигаться дальше, только после того
как разрешите все вопросы данного этапа.