Замени в слове первый звук на звук «Г» или «К»
Какое слово у тебя получиться?
(взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове первый звук).
Борт - …орт
ноготь - …оготь
пачка - …ачка
Буча - …уча
волос - …олос
норка - …орка
Палка - …алка
русак - …усак
хром - … гром
Исправьте ошибки Незнайки.
По небу летит... карета.
По дороге едет... ракета.
На лугу пасется. . . корона.
У царя золотая... корова.
На березе сидит... ворота.
Во дворе открыты... ворона.
Упражнение «Кто придумает конец, тот и будет молодец»
Программное содержание. Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевой слух и дикцию детей.
Не будильник, а разбудит,
Запоет, проснутся люди.
На голове гребешок,
Это Петя-... (петушок).
***
Я сегодня утром рано
Умывался из-под... (крана).
***
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало... (жарко).
***
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния... (сверкнула).
ИГРА «ЗВУКИ ПОМЕНЯЛИСЬ МЕСТАМИ»
Скажите детям, что Незнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предложите детям помочь ему исправить ошибки.
Ой, кричат вокруг хозяйки,
В огород забрались майки (зайки).
Здесь хорошее местечко -Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки,
У неё сломались банки (санки).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
Спросите детей: «Почему Незнайка ошибся?» (Потому что слова звучат очень похоже.)
Дайте детям задание произнести слова, которые звучат похоже (майки - зайки, печка - речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки).
Буква - озорница
Взрослый читает стихи, дети определяют слова, в которых буква-озорница поменяла буквы.
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку.
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу.
Русская красавица
Своей козою славится.
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко.
На поляне лесной
Вырос зуб молодой.
Под березами, где тень
Притаился старый день.
Построй домик
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.
Собери цветочек
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
Солнышко
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.
Собери яблочки
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
Скажи, что звучит
Цель. Развитие слухового внимания.
Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.
Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.
Улиточка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
Лягушка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке,
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды («Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.
Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.