Схема обследования детей с алалией

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________

Дата рождения ____________ Дата обследования ______________ Возраст _____________

Домашний адрес, телефон ______________________________________________________

Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, район) ________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от какого числа) ________________________________________

Диагноз районной медико-психолого-педагогической комиссии ______________________

Сведения о семье:

Мать _________________________________ Отец __________________________________

Жалобы родителей _____________________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________________

Общий анамнез _______________________________________________________________

От какой беременности ребенок _________________________________________________

Характер беременности: токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Крик: был, нет

Асфиксия: белая, синяя

Резус-фактор: отрицательный, совместимость

Вес и рост ребенка при рождении ___________

Вскармливание: к груди приложили на ____ день, грудь взял активно, не взял, с помощью; сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания ___________________________ ; вскармливание грудью до ___ ; последующее вскармливание: смешанное, искусственное

Выписка из родильного дома на ___ день

Дополнительное пребывание в роддоме, причины __________________________________

Раннее развитие

Держит голову с ___ мес. Сидит с___ мес. Стоит с ___ мес. Ходит с ___ мес. Первые зубы с ___ мес. К 1 году зубов ___

Перенесенные заболевания

До 1 года _____________________________________________________________________

После 1 года __________________________________________________________________

Инфекции ____________________________________________________________________

Ушибы _______________________________________________________________________

Травмы головы ________________________________________________________________

Судороги при высокой температуре ______________________________________________

Речевое развитие

Гуление с ___ мес, характер гуления ________, лепет с ___ мес, характер лепета ________

Первые слова, их характеристика ________________________________________________

Речь в настоящее время: использование жестов, речевая активность, понимание речи окружающих ___________________________________________________________________

Отношение к своей речи ________________________________________________________

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма __________________________________

Занимался с логопедом: нет, где, когда, результат _________________________________

Исследование импрессивной речи:

ü понимание связной речи: ответы на вопросы по прослушанному рассказу______________________________________________________________________

ü понимание распространенных предложений по сюжетным картинкам («Покажи девочку, которая ловит бабочку», «Покажи девочку, которая держит мяч», «Покажи девочку, которая подметает пол»);

ü понимание различных грамматических форм:

а) понимание конструкций с различными падежными формами («Чем девочка ловит бабочку?», «Кого ловит девочка?» «Кто ловит бабочку?»);

б) понимание предложных конструкций с предлогами на, в, под. за. над, около и др. (задания: «Положи мяч под стол», «Нарисуй дерево около дома»);

в) дифференциация единственного и множественного числа существительных («Покажи, где на картинке мяч. Где мячи?» и др.);

г) дифференциация глаголов с различными приставками (показать на картинках, где мальчик вышел из дома, перешел через улицу, подошел к дому, вошел в дом и т.д.).

ü понимание сложноподчиненных предложений:

а) показать на картинках: «Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это был карандаш?"

б) ответить на вопрос: «Дети пошли в лес за грибами после того, как прошел дождь. Когда дети пошли за грибами: до дождя или после дождя?»

ü пассивный словарь:

а) понимание обобщающих слов с деталями: для детей 5 лет – части тела, детали одежды; для детей 6 лет – детали мебели, транспорта;

б) понимание названий детенышей домашних и диких животных (для подготовительной группы): у кошки – котенок, у лошади – жеребенок, у собаки – щенок, у коровы – теленок, у белки – бельчонок, у тигра – тигренок и т.д.;

в) понимание слов с противоположным значением (для подготовительной группы): входит – выходит, высокий – низкий, открывает – закрывает, большой – маленький, влетает – вылетает, длинный – короткий, подходит – отходит, широкий – узкий и др.).

Исследование экспрессивной речи:

ü общая характеристика речи: есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь _________________________________________ ;

ü исследование звукопроизношения:

- гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- свистящие: [с], [с`], [з], [з`];

- шипящие: [ш], [ж];

- аффрикаты: [ц], [ч], [щ];

- сонорные звуки: [л], [л`], [р], [р`], [м], [м`], [н], [н`];

- йотированные звуки: [я], [е], [ё], [ю], [й];

- звонкие и глухие звуки: [т], [т`], [к], [к`], [к], [к`], [в], [в`], [ф], [ф`];

Отметить: состояние звукопроизношения в отраженной и самостоятельной речи ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

ü исследование активного словаря:

Ø объёма словаря:

а) назвать предметы, картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы);

б) назвать предметы по описанию («Как называется предмет, которым расчесывают волосы?»);

в) назвать действие по предъявленному предмету (ручкой пишут, ножом режут и т.д; игра «Кто как передвигается»: щука – плавает, ласточка – ..., кузнечик – ..., змея – … и др.);

г) подобрать определения к словам (туча, небо, город, книга и т.д.);

д) подобрать антонимы словам (холодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, острый, робкий, мокрый, просторный и т.д.);

е) подобрать родственные однокоренные слова (земля, радость, скорость, след, красить).

Ø характеристика активного словаря: звукоподражания, лепетные слова, наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных;

Ø точность употребления слов;

ü воспроизведение:

Ø слоговой структуры слова, звуконаполняемость (пуговица, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, температура, свисток, скворечник, милиционер, аквариум);

Ø предложений (Ребята слепили снеговика. Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле).

ü исследование грамматического строя речи:

Ø состояние функции словоизменения:

а) изменение по падежам: У меня есть карандаш. У меня нет ... (карандаша). Я рисую ... (карандашом)

б) преобразование имени существительного в именительном падеже единственного числа во множественное число (стол – столы, кукла – куклы, дерево – …, ухо – …, рот – …, рукав – …, лист – …, глаз – …, окно – …, пень – …, стул – …, воробей – … и др.);

в) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа (шар – шара – шаров, окно – окна – окон, мяч – …, дом – …, дерево –…, улица – … и т.п.).

г) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде (шар голубой, глаз – …, чашка – …, ведро – …, платье – …, машина – ...);

г) образование глаголов движения с помощью приставок при, у, до, пере, вы (подготовительная группа): ходить – …, бежать – …, летать – … и др.

Ø характер употребления предложных конструкций:

а) спросить ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой);

б) вставить предлоги в предложения (лампа висит ... столом; мяч упал ... пол; яблоко упало ... ветки).

Строение артикулярного аппарата: губ, зубов, челюстей, неба, языка _______________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование общей моторики:

ü выполнить задания: пройти по начерченной на полу линии, попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой; ударить ладонью по мячу об пол; перебрасывать мяч из одной руки в другую и т.д.

Отметить: нарушение силы движений, их точности, объема, темпа, координации, переключения от одного движения к другому ________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Состояние речевой моторики. Выполнить движения:

ü губами: вытянуть вперед, растянуть в улыбке, хоботок влево-вправо;

ü языком: показать широкий, узкий язык, поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю; коснуться кончиком языка углов рта;

ü мягким небом, нижней челюстью: широко открыть рот, покашлять с открытым ртом, осторожно подвигать челюстью вправо-влево.

Отметить: наличие или отсутствие движения, замену заданного движения другим, тонус, объем движений, активность, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, лишние движения при выполнении заданного _______

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха, слуховых дифференцировок и внимания:

ü данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты __________

ü показать, какая игрушка звучала: барабан, погремушка, бубен, дудочка, металлофон, гармошка.

Состояние оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Выполнить следующие задания:

ü назвать предметы или их четкие изображения, контурные изображения, перечеркнутые, наложенные друг на друга;

ü вытянуть (по образцу) 2-й и 3-й, 2-й и 5-й пальцы; сложить пальцы рук в кольцо попеременно, одновременно; выложить фигуру из спичек, мозаики; поставить стрелки на игрушечных часах по заданию логопеда.

Состояние слухо произносительной дифференциации фонем:

ü фонетически резко различающихся: [р]-[с], [л]-[п], [з]-[т];

ü фонетически близких: [м]-[н], [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г].

Состояние фонематического анализа, синтеза, представлений:

ü анализ:

Ø выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопеда);

Ø выделение на слух ударного гласного в начале слова (удочка, Оля, искры, иней, апельсин, Аня, елка);

Ø определение количества, последовательности и места звуков в слове (подготовительная группа);

ü синтез: составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последовательности: [н о с о с], [с ы р]; [л а п а]);

ü фонематические представления:

Ø отложить картинки, в названиях которых есть звук [с] или другой, заданный логопедом звук;

Ø придумать слово с каким-либо звуком.

Уровень представлений об окружающем и состояние интеллекта:

ü состояние зрительного восприятия и внимания: назвать, что изменилось в ряду из 5 игрушек, какие игрушки поменялись местами, какой (каких) игрушки не стало;

ü знание цветов по названию: подобрать картинки к данному цветовому фону (лото "Цветные фоны");

ü состояние интеллекта: разложить 3, затем 4 картинки в последовательности изображенных на них событий.

Речевая активность: __________________________________________________________

Отметить: самостоятельно вступает в контакт, с помощью, стремится к общению, негативен.

Другие дефекты устной речи:

Дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия ________________________________________

Педагогическая характеристика связной речи: только при изменении диагноза _________

_____________________________________________________________________________

Уточненное логопедическое заключение (или диагноз)______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата _________________ Логопед ______________

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕЧЕВАЯ КАРТА[10]

ФАМИЛИЯ________________________________

ИМЯ ________________________________

ЛОГОПЕДИЧКСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ________________________________

_________________________________

ПРОТОКОЛ № __________ ОТ ________________

ЛОГОПЕД_______________________

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________________________

Дата рождения ____________________ Возраст на 1.09._____г. ______________________________________

Домашний адрес ______________________________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________________________

(№ ДОУ, район)

Дата поступления в речевую группу _____________Протокол № __________ принят на срок ______________

Диагноз медико-педагогической комиссии ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ

Мать_________________________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец_________________________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Жалобы родителей ____________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________
_____________________________________________________________________________________________

Братья, сестры ________________________________________________________________________________

Взаимоотношения _____________________________________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные заболевания ___________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка ___________ От какой беременности ребенок ___________________

Протекание беременности (токсикоз 1, 2 половины; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _________________________________

Стимуляция родов (механическая, химическая, электростимуляция) __________________________________

Когда закричал ребенок ________________________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________________

Резус-фактор (отриц., положит., совместимый)_____________ Вес ____________ Рост ___________________

Первое кормление на ____________________вскармливание _________________________________________

Как взял грудь _________________ Как сосал ______________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания _________________ Грудное вскармливание до ______________

Когда выписались из роддома _______________ Если задержались, то почему __________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации