Замени в слове первый звук на звук «Г»
Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие
Для развития фонематического слуха, предлагаю поиграть с детьми в игры.
Шутки - минутки.
Вы читаете ребенку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребенок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Назови слово с другим звуком
На предложенное вами слово, ребенок говорит свое. заменяя звук.
П - Б
Пас – бас, пух – бух, пар – бар,
пыль – быль, почка – бочка, пока – бока,
порт – борт, панки – банки, папочка – бабочка,
плеск – блеск, плошки – блошки, запор – забор,
правый – бравый, палка – балка.
К - Г
Калина – Галина, кости – гости,
корка – горка, колос – голос,
икра – игра.
Т – Д
Таня – Даня, точка – дочка, тачка – дачка,
трель – дрель, туш – душ, творец – дворец,
ток – док, там – дам.
Предложите ребенку показать близкие по звучанию слова.
Где мель, а где мел?
Где мишка, а где миска?
Где речка, а где редька?
Где ночка, а где дочка?
Где бочка, а где почка?
Игра “Лишнее слово”.
Вы, четко произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
канава, канава, какао, канава;
утенок, котенок, утенок, утенок;
ком, ком, кот, ком;
минута, монета, минута, минута;
винт, винт, винт, бинт;
буфет, букет, буфет, буфет;
дудка, будка, будка, будка и т.д.
Игра “Лишнее слово” (второй вариант).
Вы, произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
сом, ком, индюк, дом;
лимон, вагон, кот, бутон;
мак,бак, веник, рак;
совок, гном, венок, каток;
пятка, ватка, лимон, кадка;
ветка, диван, клетка, сетка;
каток, моток, дом, поток и т. д.
Игра “Поэт”.
Вы, читаете двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаете ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол
Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички
Отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик.
Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую... (лису, белку).
Опустела мостовая,
И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
Катя Лену просит дать
Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу)
«Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
I вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
мишка — мышка
Удочка —уточка
Мак — рак
Коза — коса
Кит — кот
Трава — дрова
Усы — уши
Кадушка — катушка
Дом — дым
II вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
Что звенит?
Цель. Определение направления звука.
Оборудование. Звоночек или колокольчик, погремушка, дудочка и т.п.).
Описание игры. Покажите ребенку 3-4 звучащих предмета, игрушки. Закройте ребенку глаза, позвените игрушкой, и предложите ему угадать, какая игрушка звенела.
Скажи, что ты слышишь.
Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры. Предложите ребенку закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на прогулке.
Тихо — громко.
Цель. Развитие координации движений и чувства ритма
Оборудование. Бубен, тамбурин.
Описание игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий - полным шагом, под более громкий — бежит.
Замени в слове первый звук на звук «Г».
Какое слово у тебя получиться?
(взрослый читает слова, ребенок заменяет в слове первый звук).
Код - …од
Кол - …ол
Крот - …рот
Колос - …олос
Кости - … гости
Корка - …орка
Кладь - … ладь