Раздел: Обучение аспектам языка
Обучение аспектам языка
План:
1. Цели содержания и обучения произношению в средней школе
2.Задачи обучению лексики в школе. Принципы отбора продуктивного лексического минимума для средней школы
3.Задачи и содержания обучения грамматики в школе. Различные методические подходы к формированию и совершенствованию речевого грамматического навыка.
1. Под фонетикой,как аспектом обучения, понимается звуковой строй языка – совокупность всех языковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ритм, ударения, мелодика, паузы, интонация).
Главной целью обучения фонетики в школе является формирование и совершенствование слухо - произносительных и ритмико - интонационных навыков.
Слухо – произносительные навыки – навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи.
Ритмико – интонационные навыки – навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, мелодика, распределение пауз и т.д.)
Концептуальные положения, лежащие в основе работы над произношением:
1. Обучение слухо-произносительным навыкам строится на основе сопоставительного анализа, фонологических систем РЯ и ИЯ.
Для нейтрализации отрицательного воздействия РЯ - интерференции ,что позволяет предвидеть возможные трудности учащих и наметить пути их преодоления.
2. Необходимо одновременное создание слуховых и речемоторных образов в памяти говорящего.
3. u cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAD7BQAAAAA= " adj="19244" fillcolor="black [3200]" strokecolor="black [1600]" strokeweight="2pt"/>В обучении произношению оправдал себя аналитика – имитативный подход, при котором звуком подлежащие специальной отработке выделяются из связного целого и объясняют на основе артикуляционного правила.
Артикуляционные правила – носят аппроксимированный характер, и представляет собой правила и инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи принимают участи в произнесении звука. Затем эти звуки снова включаются в целое последовательно: слова словосочетания фразы проговариваются учащимся в след за образцом, т.е. имитируются осознанно.
Аппроксимированное произношение – приближенное к правильному артикулирование отдельных звуков, которое существенно не влияет на процесс понимания. Аппроксимация проявляется так же в ограничении количества иноязычных фонем и интонационных моделей подлежащих усвоению.
4. Всемерное развитие фонематического и интонационного слуха учащихся.
Фонематический слух – способность человеческого уха к анализу и синтезу речевых звуков на основе различи фонем данного языка.
Основные требования к произношению учащихся:
- фонематичность - предполагает степень правильности фонетического оформления речи;
- беглость – предполагает степень автоматизированности произносительных навыков, позволяющему учащемуся говорить в нормальном темпе речи;
- владение основными интонационными структурами простых и сложных предложений, т.е. правильно оформлять с точки зрения ритма, ударения, мелодики и распределения пауз.
Принцип отбора материала
Для обучения произношению:
1. Принцип соответствия потребностей общения, по которому в минимум включаются практически все фонемы за исключением их вариантов
2. Стилистический принцип проявляется в том, что объектом обучения школе является стиль литературного произношения и разговорный стиль.
Типология произносительных трудностей:
Ø артикуляционные, возникающие при воспроизведении определённого звука;
Ø позиционные трудности, наблюдается воспроизведение одного звука и сочетания звуков в различных фонетических условиях;
Ø акустические трудности, проявляется в произношении оппозиции звуков, выделения их качества путем противопоставления и дифференциации звуков и звукосочетаний ( [I:]-[I]).
2. Роль лексики для овладения ИЯ значительна, т.к. именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции
Основная цель работы над лексикой в школе состоит в формировании лексических навыков. За курс обучения в школе учащиеся должны усвоить:
- значение и формы ЛЕ определенных программой по ИЯ;
- уметь их использовать в различных видах РД, т. е овладеть навыками лексического оформления экспрессивной речи и научиться понимать ЛЕ на слух и при чтении.
При осуществлении продуктивных видов РД необходимо:
o владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;
o сочетать новые слова с ранее усвоенными;
o выбирать нужное слово из антонимический и синонимических рядов;
o выполнять эквивалентные замены;
o правильно употреблять слова с учетом норм языка и ситуации общения.
Принципы отбора продуктивного лексического минимума:
1.Семантический принцип: лексика должна выражать наиболее важные понятия по изучаемой в школе тематике.
2. Принцип сочетаемости: слова с большей сочетаемости предпочтительнее слов с редкой сочетаемостью
3. Принцип стилистической неограниченности, т.е. принадлежность ЛЕ нейтральному литературному разговорному и книжному стилям языка.
4. Принцип частичности: в словарь – минимум включаются наиболее употребительные слова и обороты
5.Принцип исключения синонимов: в словарь – минимум включаются самые употребительные и нейтральные слова из синонимического ряда.
6. Принцип словообразовательной ценности: включает наиболее продуктивные в словообразовательном отношении слова.
7.Принцип исключения интернациональных слов, который полностью совпадает в РД и ИЯ.
На поиск выбор слов правильность их употребления в речи оказывают влияние ИЯ и РЯ Их воздействие может иметь положительный характер ( перенос) и отрицательный характер – интерференция - в ее 2х видах: межъязыковой и внутриязыковой. Внутриязыковая интерференция характерна для средней и старшей ступени обучения, когда ранее сформированные лексические навыки интерферируют с новыми, что приводит к ошибкам в употреблении лексики ее смыслов восприятии на слух и при чтении. Межъязыковая интерференция в большей степени характерна для начальной ступени обучения на уровне значения и употребления ЛЕ.
Различные методические подходы к формированию и совершенствованию речевого лексического навыка
Речевой лексический навык – навык, интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в соответствии с целями и ситуациями общения.
Формирование лексического навыка предполагает овладение учащимися:
1. правилами соотнесения конкретной ЛЕ с другими ЛЕ в семантической и тематической группах;
2. четким определением значения ЛЕ;
3. соотнесенностью этого значения со сходными или контрастными значениями сравниваемых ЛЕ;
4. овладение правилами конкретного словообразования и сочетания выбора и употребления ЛЕ в тексте высказывания.
Методические подходы к обучению лексики:
1) интуитивный;
2) сознательно-сопоставительный;
3) функциональный;
4) интенсивный.