Формирование ритмической организации высказывания

Произносить слоги со сменой ударения, отхлопывая ритм:

«та—та′», «та′—та», «па′—па′—та′», «та— па′—па», «па — та—та», «па′ – та—па—та».

Развитие фонематического слуха

дополнить предложение, выбрать по картинкам нужное слово.

У девочки... (батон). У девочки... (бутон).

У бабушки... (нитка).У бабушки... (ватка).

Развитие артикуляционной моторики

Логопедический массаж

1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

2. Массаж языка: поглаживание языка от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика языка, пощипывание боковых краев и кончика языка, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, произвольно двигать челюстью вправо влево.

2. Для губ и щек: надувать обе щеки одновременно; надувать щеки попеременно («катать» воздух из одной щеки в другую); придавливать кусочек бумажки языком к верхним резцам, затем сплевывать ее.

3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».

4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой, затем мягкой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (пф! пф! пф!); рот широко открыть, высунуть язык, вдохнуть и выдохнуть ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака); вдохнуть через нос, толчкообразно выдохнуть через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

Постановка звука [к]

Если у ребенка высокое готическое нёбо, то устранение недостатков произношения звука [к] практически невозможно. В этом случае не следует тормозить развитие глоточной артикуляции звука.

1. По подражанию.

Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляционный уклад (подогнуть язычок, как кулачок).

Затем задает вопросы: «Как курица зовет цыплят?» Ребенок отвечает: «Ко-ко-ко». «Как квакает лягушка?» — «Кваква».

2. Механическим способом.

Ребенок должен произносить слог [та] шпателем слегка надавить на кончик языка, затем отодвинуть язык кзади.

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [к].

Звук [К] (автоматизация)

ЦЕЛИ

Автоматизация звука [к] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение слогов

Слоги произносить отрывисто, четко.

ка пка тка — тко — тку — ткы

ка—ка пка—пко мка — мко — мку — мкы

ка—ко—кы пка—пко— пку тка — тка — тка— мка

Произнесение слов со звуком [к]

Повторить слова: «камень, «капля», «кони», «коты», «копыто», «каток» «утка» «кукушка «Коля», «Костя», «кофе».

Произнесение предложений со звуком [к]

Составить и произнести предложения по картинкам:

«Утром папа пьет кофе», «У Коли камень», «Около дома каток», «Кукушка кукует: “Ку-ку, ку-ку!”» «Костя катается на коньках», «Конь стучит копытом».

Произнесение текстов

Выучить стихотворение.

Сидит кукушка на суку

И говорит: Ку-ку, ку-ку!

Мяукнул кот:

Кто на суку?

Она в ответ: Ку-ку, ку-ку!

У всех кукушек на веку

Одно «ку-ку, ку-ку, ку-ку».

Вот конь кричит ей на скаку:

— Иди ко мне, ку-ку, ку-ку.

Она «ку-ку» ему в ответ.

Как видно, это значит «нет».

Итог занятия

Логопед говорит, что ребенок очень хорошо занимался, четко произносил звук [к]. Можно предложить ребенку отгадать загадку: Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)

ЗВУК [В] (постановка)

ЦЕЛИ

Постановка звука [в], развитие артикуляционной моторики, диафрагмальнореберного типа дыхания, форсированного выдоха, фонематического слуха.

Организационный момент

Проводится игра «Что пропало?» (Количество картинок нужно увеличить до 5—б.)

Формирование ритмической организации речи

Проводится игра «Барабанщик».

Развитие фонематического слуха

Проводится игра «домик». В окошке домика появляется картинка. Ребенок должен определить количество частей (слогов) в слове.

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционная гимнастика

1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание, открывать рот с сопротивлением.

2. Для губ и щек: поднять верхнюю/нижнюю губу, обнажая верхние зубы; имитировать полоскание зубов (надуть губы); надувать верхнюю, затем нижнюю губу; производить фыркающие движения губ (фырканье лошади).

3. Дляязыка: выполнить упражнения «Часики», «Качели», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка», покусывать язычок.

4. Для мягкого нёба: покашливать, позевывать, произносить гласные звуки на твердой атаке.

Упражнения на дыхание

1. Выполнить комплекс парадоксальной дыхательной гимнастики по Стрельниковой.

2. Вдохнуть носом, плавно выдохнуть через неплотно сомкнутые губы (Ф__)

3. Вдохнуть носом, выдохнуть через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки(ф! ф! ф!).

Постановка звука [в]

1. По подражанию.

Логопед обращает внимание ребенка на то, что артикуляция звуков [в] и [ф] отличается вибрацией голосовых складок (для этого руку ребенка нужно положить на гортань

логопеда). Затем спрашивает: «Как дрожат от холода?» Ребенок отвечает: «В-в-в...»

2. Механическим способом.

Произносить звук [у], указательным пальцем приподнять нижнюю губу к верхним резцам.

Итог занятия

Отмечаются достижения ребенка.

Звук [в] (автоматизация)

ЦЕЛИ

Автоматизация звука [в] на материале слогов и слов и предложений, развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фиксированного выдоха, фонематического слуха.

Занятия по автоматизации звука идентичны занятию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «Постановка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение слогов

«ва —во —ву —вы»

Произнесение слов со звуком [в]

Повторить слова: «Вова», «Валя», «Ваня», «ванна», «вата», «вафля», «волк», «воин», «волосы», «вуаль».

2. Отгадать загадки.

• Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный? (Волк.)

• В тихую погоду нет нас нигде.

Как ветер подует — бежим по воде. (Волны.)

Наши рекомендации