ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л—ЛЬ
Звуки л к ль в слогах
1. Повторить ряды слогов и их сочетания.
ла-ля лу-лю гла-гля глу-глю кла-кля клу-клю
ло-лё лы-ли гло-глё глы-гли кло-клё клы-кли
2. Повторить ряды слогов.
Пла-пла-пля, пла-пла-пля, ... и т. д. Сло-сло-слё, сло-сло-слё, ... и т. д. Влу-вли-вля, влу-вли-вля, ... и т. д.
Звуки л и ль в словах
1. Назвать слова по картинкам или за учителем. Назвать слова со звуком
л, а потом — со звуком ль. Выбрать и назвать слова, которые состоят из
одного слога (из двух, из трех слогов).
Лёд, лом, лук, люди, лиса, лодка, колесо, салат, самолёт, калитка, лопата, малина.
2. Прослушать предложения и назвать слова-действия со звуком л или ль.
Машина ехала по дороге. Ребята увидели ежа. Жеребёнок скакал по дороге. Дети полили дерево водой.
3. Назвать по картинке «В магазине» предметы одежды и обувь (платье,
кофта, платок, юбка, валенки, майка, пальто, туфли, носки). Выбрать те из
них, в названиях которых есть звук л, а потом — звук ль.
1 Ученики могут поднимать карточки с условным обозначением твердого и мягкого согласного звука.
4. Назвать по картинке «В магазине» фрукты и овощи (лук, салат, капуста,
фасоль, банан, яблоко, слива, лимон, апельсин, тыква, свекла). Выбрать те
из них, в названиях которых есть звук л или ль.
5. На наборном полотне учитель каждый раз выставляет по три картинки
(подбираются слова с разным количеством слогов). Один ученик задумывает
картинку и отхлопывает количество слогов в данном слове. Другой ученик
отгадывает задуманную картинку и отдает ее.
Лексический материал: соль, лимон, слива, клюква! малина, валенки, пельмени, котлеты, лев, лук, стол, лента.
6. Произнести ряд слов, постепенно ускоряя темп.
Ловили, ломали, хлопали.
7. Закончить предложения, начатые учителем, по смыслу одним словом.
Определить, какой звук в каждом из этих слов — л или ль.
Мелкое место на реке называется .... 0
Чтобы писать на доске, нужен .... мел или мель?
На стене висела книжная ....
Есть весёлый танец .... полька или полка?
$вуки л и ль в словосочетаниях и в предложениях
1. По вопросам учителя какой? какая? какие? и по рисункам назвать
федметы, употребляя словосочетания со словами белый, белая, белые.
Затем произнести эти словосочетания «ласково». • Рис. 177.
Образец. Белая лапа — беленькая лапка.
Лексический материал: лапа, панама, туфли, стол, халат. (Данное упражнение можно провести в виде игры «Вопросы и ответы».)
2. Прослушать предложения про Владика. Составить подобные предложе-
шя про Владика и про Лену.
Образец. Владик посадил липу. Владик и Лена посадили липу. Владик купил пенал. Владик увидел слона. Владик слепил слона.
3. Игра «Что было вчера?». Составить предложения.
Слава (пить) кислый клюквенный кисель.
Соловей (петь) в кустах.
Клава и Павлик (кататься) на лодке.
Злые волки (напасть) на стадо.
Люда (слепить) лодку из пластилина.
4. Игра «Живые слова» (см. с. 57).
Лена купила клюкву.
Звуки л и ль в текстах
1. Отгадать и выучить загадку.
Он пол подметал — И тихонько лёг под стул, Он сильно устал, И заснул. (Веник.)
2. Повторить стихотворение за учителем или выучить его наизусть.
Лени искала булавку. Булавку искать было лень —
Булавка упала под лавку. Искала булавку весь день.
3. Повторить за учителем рассказ по серии картинок и ответить на
вопросы. • Рис. 178—180.
а) Была весна. Снег таял. Возле дома стоял тополь. Садовник спилил
ветки тополя.
б) Клава унесла ветку тополя в дом и поставила её в воду.
в) На ветке появились зелёные клейкие листики.
Что сделал садовник весной? Что поставила Клава в воду? Где появились клейкие зелёные листики?
4. Прослушать и повторить за учителем текст. Пересказать текст, изменив
время действия («Что было вчера?»).
Мама полет лук. Лида поливает салат. А Слава носит воду. • Рис. 181.
5. Прослушать текст, повторить каждое предложение за учителем. Ответить
на вопросы к рисунку. • Рис. 182.
Белка
В лесу стоит сосна. Она с дуплом. В дупле белка. Зимой белке не холодно в дупле. Под сосной видны следы белки и лисы. Это лиса хотела поймать белку. Но белка ускакала в дупло. Сиди, белка, в дупле! Под сосной лиса!
Кто в дупле?
Чьи следы видны на снегу?
IV. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Произвести полный анализ слов писал, писали. Сравнить количество
слогов в данных словах. Сравнить звуки л и ль в последних слогах данных
слов. К какому слову подходит схема Ц 29?
2. Какое слово получится?
1-й звук — ль, 2-й звук — и, 3-й звук — п, 4-й звук — а.
3. Повторить за учителем словосочетания белый стол, беленький столик.
Назвать сначала слова со звуком л, а потом — со звуком ль.
Дополнительный словарь
Пластилин, холодильник, ледокол; ломали, плыли, кололи, пололи, полоскали, ласкали, лопнули, хлопнули, хлопали, плакали, ловили, делали, хвалила.
2. Повторить отр.аженно пословицу и поговорку.
Не болтай, а дело делай.
Есть не ел, да у стола посидел.
3. Выучить наизусть или повторить за учителем стихотворение.
Белый — снег, белый — мел. Я видел сам,
Белый зайка, ясно, бел. Я видел сам:
А вот белка не бела, Плыла коза по небесам,
Белка белой не была. Она была белым-бела,
Она из облака была.
4. Повторить отраженно скороговорки. Первую из них произнести,
постепенно ускоряя темп.
Две лопатки около кадки. Мила молоко купила — колбасу купить забыла.
5. Прослушать текст. Ответить на вопросы к рисункам. Выучить текст.
Рис. 174—175.
Смелый Полкан
Пастух пас стадо. У пастуха была собака Полкан. Пастух заснул. Волк напал на стадо и схватил козу. Полкан был смелый. Он отбил козу.
Кто пас стадо? Кто заснул?
Кто схватил козу? Кто отбил козу?
6. Прослушать текст, повторить за учителем каждое предложение. Отве
тить на вопросы к рисунку. 0 Рис. 176.
Васька и клубок
Клава вязала платье. Клубок упал со стола на пол. Клава этого не заметила. На полу сидел кот Васька. Увидел кот клубок и стал его катать лапками. Он совсем запутал нитки. Клава весело сказала: «Не дам я тебе, Васька, молока». Но Клава не наказала Ваську. Она сама была виновата.
Что делала Клава? Что сделал Васька? Наказала ли Клава Ваську?
. РЛЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Произвести анализ слова полка по схеме • 28. Обозначить место
ударения.
2. Какое слово получится?
1-й звук — с, 2-й звук — т, 3-й звук — у, 4-й звук—л. Вместо звука л произнести звук к. Какое слово получится?
3. Прослушать текст. Ответить на вопрос: «Какие ошибки сделала Клава?»
Помогите Клаве.
Клава писала новые слова. Она написала не «кукла», а «кука», не «палка», а «папка». Слава засмеялся, а Клава заплакала. Алла Николаевна сказала Славе: «Не смейся, а помоги Клаве».
г |
звуки л—ль