III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Д — ДЬ
Звуки д и дь в слогах
1. Произнести ряды слогов.
ду-дю до-дё ду-дю-дю вды-вде-вда
да-дя ды-ди да-дя-дя зды-зди-зде
2. Повторить ряды слогов (каждый слог 3—5 раз).
Ди-ды-ды, ди-ды-ды, ... и т.д. Ды-ди-ди, ды-ди-ди, ... и т. д.
Звуки д ч дь в словах
1. Назвать слова со звуками д и дь по картинкам или отраженно (см. сло
варь на с. 79).
2. Назвать картинки. Выбрать из них те, в названиях которых есть звук
д, а потом — звук дь. Расставить картинки в два ряда: со звуком д и со звуком
дь.
Льдина, диван, доски, дельфин, дыни, дым, лебеди, один, вода, два, люди, дом.
3. Запомнить и произнести ряд слов, расставить картинки в той же
последовательности.
Люди, дома, дыни, медведи. Лебеди, индюки, дубы, доски.
85
Звуки д и дь в словосочетаниях и в предложениях
1. Кратко ответить на вопросы учителя с опорой на предметные картинки.
Человек живёт (где?) ... (в доме). Рыба плавает (где?) ... (в воде). Белка живёт (где?) ... (в дупле).
2. На наборном полотне — картинка с изображением одного или двух
однородных предметов. Учитель спрашивает: «Угадайте, какое слово я
задумал (а). Один ...?» (одна ...? два .. .? две . ..? ...?).
Образец. Один дуб, одна доска и т. д. Лексический материал: дуб, доска, диван, льдина.
3. Повторить за учителем вопросы к картинкам и ответить на них полным
предложением, ф Рис. 153—156.
Куда ходили Вадик и Лида? (В кино.) Куда Вадик и Лида водили Диму? (В бассейн.) Куда Вадик и Лида налили воду? (В бидон.) Где сидели Вадик и Лида? (На диване.)
Звуки д и дь в текстах
1. Выучить поговорку.
Двое не один — в обиду не дадим.
2. Прослушать текст и повторить его за учителем. Ответить на вопросы
к картинкам. » Рис. 157.
На воде домики для лебедей. Два лебедя в воде. А два маленьких лебедя на досках у домика. Федя и Дима кидали лебедям крошки.
Где домики для лебедей? Где два маленьких лебедя?
3. Прослушать текст. Ответить на вопросы и выучить текст. Назвать
слова из текста со звуком д, а потом — со звуком дь. 9 Рис. 158.
У нас в садике скамейка. Мы её сбили из двух пеньков и одной доски. Посидим на ней и пойдём из садика домой.
Где скамейка? Из чего сбили скамейку?
IV. РАЗВИТИГ. НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Назвать картинки: бидон, два, диван. Произвести анализ слов. Выбрать
из них слова, подходящие к схеме ш 27.
2. Прослушать предложение Дима был дома. Произнести слова со звуками
д и дь. Назвать ударный слог в этих словах. Какое слово получится из слогов
до и ма, ди и лш? Какие слоги в этих словах разные?
ЗВУКИ Т, ТЬ — Д, ДЬ
I. ХАРАКТЕРИСТИКА И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ
1. Произнести звуки т, тпь и д, дь.
2. Охарактеризовать звуки.
II. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Поднять руку, услышав в слоге звуки д, дь, а потом—звуки т, т«
Та, тя, дя, да, ду, дю, ты, ти, те, то, ды, ди, ту, тю, ...
2. Поднять руку, услышав в слове звуки д, дь, а потом — звуки т, ть
Делаю, дую, топаю, дёргаю, тяну, дышу, даю, держу, теряю, толкаю догоняю, трогаю.
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Т, ТЬ - Д, ДЬ
Звуки т, ть и д, дь в слогах
1. Повторить ряды слогов.
да-та | ти-ди | да-та-да | ди-ти-ди | ста-зда |
до-то | ди-ти | до-то-до | тё-дё-тё | вда-фта |
ду-ту | де-те | ду-ту-ду | де -те-де | зде-сте |
ды-ты | те-де | ды-ты-ды | ти -ди-ти | кте-где |
2. Повторить ряды слогов.
Та-да-да, та-да-да, та-да-да и т. д. Ду-ту-ту, ду-ту-ту, ду-ту-ту и т. д.
3. Закончить последнее слово в предложении при повторном прослуши
вании. -
На станции пассажиры ждут пое(зда). В небе горит яркая зве(здс) На грядке растёт капу(ста). В альбоме не хватает одного ли(ста).
Звуки т, ть и д, дь в словах
1. Игра с Соревнование».Дети делятся на две команды. Каждая командг получает одинаковое количество различных картинок на звуки т(ть) i д(дь) и выполняет задание учителя — разложить картинки на две стопки со звуком т(ть) и со звуком д(дь). Учитель проверяет результаты. Выигры вает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием А Рис. 332—343.
Лексический материал: дом, доска, дуб, туфли, телёнок, лебеди домино, телефон, котёнок, посуда, утёнок, индюк, автобус, диван капуста.
2. Прослушать предложения и произнести слова со звуком д(дь), а
потом — со звуком т(ть).
Садовник сажал кустысирени. Дикие уткиосенью улетаютна юг. Мама покупает Вадимудомино. На диванележит котёнок.
3. Изменить слова. Образец: Год — годик.
Сад, мост, кот, куст, завод.
4. Дополнить предложения по смыслу.
На горе построили ... . В этом доме живёт ... После утра наступает ..
Том или дом? день или тень?
От деревьев на землю падает прохладная ....
5. Произнести слова, постепенно ускоряя темп.
Сад — садовник, танк — танкист.
6. Кратко ответить на вопросы к сюжетной картинке. • Рис. 159.
Кто идёт с мамой? Кому мама купила игрушки? Кого мама ведёт из магазина?
Определить ударный слог в словах дети, детям, детей.
Звуки т, ть ид, дьв предложениях