Звитие фонематического восприятия

Поднять руку, услышав слог со звуком ль. >й, аль, оль, уль, эль, эй, ий, ... Поднять руку, услышав в слове звук ль.

Скамейка, зайка, шляпа, чайник, майка, мальчик, самолёт, воробей, 'фель и т. д.

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ ЛЬ — Я Звуки ль и и в слогах

1. Произнести слоги отраженно.

а) Я, ля, ле, е, лё, ё, ю, лю, аль, аи, ой, оль, уй, уль, эй (каждый слог
1—4 раза).

б) Ай-аль, ей-ель, ой-оль, ий-иль, ый-иль, эй-эль, ей-ель.

в) Игра «Будь внимательным!».Дети становятся в ряд и поочередно
произносят слоги. Первый ученик произносит аль, а второй — аи, третий —
опять аль и т. д. Могут быть и более сложные комбинации.

2. Закончить начатое учителем слово.

Дети что делают?—Грибы собира...(ют). Вчера они грибы собира...(лы). И т. д.

Лексический материал: играют, бросают, ломают, прибивают, догоняют, спрашивают, рассказывают и т. д.

Звуки ль и и в словах

1. Назвать картинки или произнести отраженно (см. словарь на с. 38).

2. Закончить строки стихотворения при повторном прослушивании.

Тёплый дождь неугомонный

(льёт, льёт, льёт). А рожь, склонясь к земле зелёной,

(пьёт, пьёт, пьёт).

3. Отгадать загадку, выбрав нужную картинку (ведро, лейка, кувшин),
и назвать ее.

В длинном с дырками носу Листьям дождик я несу.

(Лейка.)

4. Назвать картинки, выбрать слова со звуком ль. ± Рис. 291—303.

Лексический материал: йод, лев, юбка, майка, клён, кофейник, филин, малина, копейка, лимон, валенки, лента, хоккей.

5. Повторить за учителем ряд слов в определенной последовательности.
Лилия, лейка, аллея; улей, клей, мель; линейка, клеёнка, кофейник.

6. Ответить кратко на вопросы к картинкам. Четко произносить в словах
окончание -ой. • Рис. 32—34.

Что это? — Лента. Чем девочка завязала волосы? — Лентой. Что это? — Линейка. Чем мальчик измеряет парту? — Линейкой. Что это? — Малина. Чем лакомится медведь? — Малиной.

7. Игра «Почтальон».«Почтальон» разносит «письма» — конверты с
сюжетными картинками. Каждый ученик, достав свою картинку, отвечает

на вопрос что делают?, а потом — на вопрос что делали? одним словом.

Лексический материал: поливать, копать, покупать, петь, клеить, купать, катать.

8. Ответить на вопрос одним словом. Четко произносить окончания.

Какой у куклы носик? — Маленький. Какая у куклы ручка? — Маленькая. Какие у куклы ножки? — Маленькие.

Аналогичные вопросы подбираются к прилагательным полевой, липкий, лёгкий, летний.

9. Закончить начатое предложение, выбрав из двух слов подходящее
по смыслу.

На катке гладкий .... „ -,

Я порезал палец - мне нужен .... иод или



ямка или лямка?

Под кустом вырыта ... .

От штанишек оторвалась ... .

У меня новая .... „ ,, ^ -.

Мою сестру зовут .... Любо или юбка?

Звуки ль ч и в словосочетаниях и предложениях

1. Игра «Летает — не летает».Учитель показывает и называет по одной
картинке: утка, паук, муха, лев, окунь. Ученики составляют предложения,
например: Муха летает. Лев не летает.'И т.д.

2. Повторить за учителем словосочетания с опорой на картинки: тонкая
нитка, новая ванна, новая кепка, летние тапки, липовая аллея, липовые
ветки, каменная плита, маленький. Винни-Пух, меховое пальто.

3. Игра «Запомни свои картинки».Учитель раздает детям предметные
картинки, и дети называют их. Затем учитель собирает картинки и, показывая
одну из них, предлагает ответить на вопрос чей? или чья? по образцу.

Образец. Чей улей? — Мой улей. Чья линейка? — Моя линейка.

Лексический материал: лилия, клей, клеёнка, лейка, лимон, маяк.

4. Игра «Магазин».Роль «продавца» выполняет учитель. Вопросы
«продавца»: «•Что ты купишь?», «Что ты покупаешь?».

Лексический материал: йод, клей, майка, юбка, лейка, лилия, линейка и т. д.

Ответы: «Я куплю линейку», «Я покупаю линейку». И т. д.

5. Составить предложения по картинкам. • Рис. 35—38.

Что делает Валя? Что делают Валя и Оля? Что делает Коля? Что делают Коля и Лёня? "

6. Составить предложения по вопросам и картинкам. • Рис. 39—40.
Куда улетают утки? Кого поймали Коля и Лёва?



Звуки ль и и в текстах

1. Составить тексты по картинкам с помощью вопросов учителя. Выучить
их наизусть. • Рис. 41—43.

Вот каток. Юля и Яков на коньках. Они катают маленькую Майю.

Что это? Кто на коньках? Кто катает Майю? Это Юля. Это Толя. У Юли лев. Юля купает льва.

Кто это? Кто у Юли? Что у Толи? Что делает Юля? Что делает Толя? Это Коля и Эля. У Эли клей. У Коли линейка. Эля клеит новую папку. Коля клеит пакет.

Кто это? Что у Коли? Что у Эли? Что клеит Эля? Что клеит Толя?

2. Потешки.

Коля и Толя Майю катают. Юля и Лена Яну купают. Ляля и Оля клей покупают. Лена и Лёва яму копают.

А если это было вчера?

Образец. Коля и Толя Майю катали.

Наши рекомендации