Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки

Начиная с 1970-х гг., во всех областях теоретической и прикладной психологии наблюдалось повышение интереса не только к этическим проблемам, но и к более широким вопросам ценностей (Bersoff, 1995; Diener, & Crandall, 1978; Jacob, & Hart-shorne, 1991; Pope, & Vasquez, 1991). В области тестирования, содержательный и наводящий на продуктивные размышления анализ роли ценностей и этических принципов, лежащих в основе разнообразных практических приложений, представлен в работах Eyde, & Quaintance (1988) и Messick (1980b, 1989,1995). На более конкретном уровне, значительная часть содержания Кодекса этики АП А применима к психологическому тестированию. Одна из его норм — «Оценивание, оценка или вмешательство» (Evaluation, Assessment, or Intervention) — непосредственно касается разработки и использования методик психологической оценки. Другая норма — «Судебная деятельность» (Forensic Activities) — включает раздел, полностью посвященный оценкам в судах разного уровня. В дополнение к этому, этическая норма «Неприкосновенность личной жизни и конфиденциальность» (Privacy and Confidentiality), хотя и относится к более широкому содержанию, высоко значима для тестирования, как, впрочем, большинство других общих принципов и ряд других этических норм кодекса (АРА, 1992). Некоторые из вопросов, рассматриваемых в Кодексе этики, тесно связаны с кругом вопросов, охватываемых Стандартами тестирования, о которых шла речь в главе 1. Фактически, содержание самих Стандартов тестирования помогает определить границы профессионально ответственного использования тестов.

Помимо АП А, другие родственные профессиональные группы и ассоциации разработали свои этические кодексы и руководства. Среди этих документов, наиболее значимым, с точки зрения тестирования, является «Положение об обязанностях

Часть 5. Области применения тестирования

пользователей стандартизованных тестов» (Responsibilities of Users of Standardized Tests [«RUST» Statement]), принятое в 1989 г. Американской ассоциацией консультирования (American Counseling Association [АСА]). Другой полезный документ — Принципы валидизации и использования методик отбора персонала (Principles for the Validation and Use of Personnel Selection Procedures), разработанные Обществом промышленной и организационной психологии (Society for Industrial and Organizational Psychology [SI-OP — 1987]) для более узких целей (см. главу 17).

Важным событием для уяснения места тестирования в современном обществе стала публикация книги «Тестирование способностей: области применения, последствия и спорные вопросы» (Ability Testing: Uses, Consequences, and Controversies — Wigdor, & Garner, 1982). Этот двухтомный труд представляет собой итоговый отчет о выполнении четырехлетнего проекта, посвященного изучению применения стандартизованных тестов способностей в школах, а также при приеме в высшие учебные заведения и на работу. Начатый в то время, когда проходила широкая публичная дискуссия о значении тестирования, этот проект выполнялся под руководством междисциплинарного комитета при содействии Национального научно-исследовательского совета (National Research Council). С начала 1980-х гг. был опубликован ряд других важных исследований и отчетов, касающихся проблемных областей тестирования (см., например, Hartigan, & Wigdor, 1989; Office of Technology Assessment, 1992). В общем, результаты этих различных исследовательских групп еще раз подтвердили обоснованные и часто повторяемые выводы о полезности и возможных нарушениях правил использования тестов способностей.

Принимающая все более широкие масштабы заинтересованность правительственных органов и организаций в применении психологических тестов и других средств оценки привела к созданию Совета по тестированию и оценке (Board on Testing and Assessment [BoTA]), который был учрежден в 1993 г. при поддержке министерств обороны, просвещения и труда (см. приложение Б). Совет по тестированию и оценке продолжает деятельность Национального научно-исследовательского совета. Его главная цель — помочь разработчикам политических стратегий понять и оценить тесты и другие средства оценки, используемые как орудия государственной политики. Совет сосредоточен на рассмотрении актуальных вопросов тестирования и оценки в самых разных сферах жизнедеятельности и уже опубликовал ряд отчетов по таким темам, как «Цели законодательной инициативы в сфере образования-2000» (Feuer, & Kober, 1995), «План усовершенствования Батареи тестов общих способностей» (ВоТА, 1995) и «Оценка изменений характера работы и их последствий для системы образования» (Black, Feuer, Guidroz, & Lesgold, 1996).

Наши рекомендации