Формы психологического тестирования

Тестовая батарея – совокупность тестовых заданий (субтестов),

объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на

измерение различных сторон сложного психологического конструкта. На-

пример, тесты «Структуры интеллекта» Д. Векслера или Р.Амтхауэра.

Также под тестовой батареей понимается комплекс методик, предна-

значенных для решения конкретной психодиагностической задачи.

Пример: Психиатрические батареи.

В психодиагностике существуют разнообразные классификации

тестов. Они могут подразделяться:

- по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербаль-

ные и тесты невербальные (практические);

- по формам процедуры обследования – на тесты групповые и инди-

видуальные;

- по направленности: тесты интеллекта, тесты личности, тесты спе-

циальных способностей, тесты достижений, тесты креативности;

- в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений

– тесты скорости и тесты результативности;

- по способу реализации – бланковые, манипулятивные, аппаратур-

ные, компьютерные, ситуационно-поведенческие;

- по психометрическим основаниям тесты делятся на те, в основе ко-

торых лежат шкалы индивидуальных различий, и критериально-

ориентированные тесты;

- по цели применения выделяют тесты готовности к школе, клиниче-

ские тесты, тесты профотбора и другие.

- по составу – монометрические и комплексные (тестовые батареи).

Тесты скорости – тип диагностических методик, в которых основ-

ным показателем продуктивности работы испытуемых является время вы-

полнения (объем) тестовых задач. Типичные тесты скорости обычно вклю-

чают большое количество однородных заданий (пунктов). Объем материа-

ла выбирается таким образом, чтобы за отведенное время (постоянное для

всех испытуемых) ни один из обследуемых не успевал справиться со всеми

задачами. Тогда показателем продуктивности будет количество правильно

выполненных заданий. Пример: корректурная проба, тесты интеллекта.

Показателем результативности выполнения тестов скорости может

являться и прямое измерение времени выполнения задания (таблица

Шульте).

Тесты результативности ориентированы на измерение или констата-

цию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового зада-

ния. Скорость работы не принимается во внимание или имеет вспомога-

тельное значение. Временное ограничение может применяться, но служит

целям стандартизации исследования или для экономии времени. Это боль-

шинство личностных методик, опросники, проективные тесты, анкеты.

Вербальные тесты. В них материал тестовых задач представлен в

вербальной форме. При этом подразумевается, что основным содержанием

работы испытуемого является операции с понятиями, мыслительные дей-

ствия в словесно-логической форме. Вербальные тесты чаще направлены

на измерение способности к пониманию вербальных инструкций, навыков

оперирования грамматическими языковыми формами, овладения письмом

и чтением. Отражающие вербальные факторы интеллекта тесты наиболее

тесно коррелируют с критериями общей культуры, осведомленности, ака-

демической успеваемости.

Результаты вербальных тестов очень чувствительны к различиям в

языковой культуре испытуемых, уровню образования, профессиональным

особенностям. Трудности представляет адаптация вербальных тестов к ус-

ловиям обследования испытуемых другой национальности.

Невербальные тесты (практические). В них материал тестовых задач

представлен невербальными заданиями. Невербальные тесты уменьшают

влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Вы-

полнение задания в невербальной форме отличает также процедуру обсле-

дования испытуемых с нарушением речи, слуха, а также лиц, не имеющих

образования. Практические задания оказались удобными при проведении

массовых тестовых исследований.

Бланковые тесты (раньше их называли «тесты карандаша и бума-

ги»). Применение бланков распространено практически во всех видах тес-

товых методик. Испытуемому предлагается специальный бланк обследо-

вания, брошюра, опросный лист и т.д., в которых содержится инструкция и

примеры решения, рабочие задания и бланк для регистрации ответов. Дос-

тоинства: простота техники обследования, отсутствие необходимости в

специальных аппаратурных средствах.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде ре-

альных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, кон-

струкций и узлов технических устройств и т.п. Наиболее известны кубики

Кооса, тест сложных фигур из набора Векслера, тест Выготского-Сахарова.

Предметные тесты в основном проводятся индивидуально.

Аппаратурные тесты требуют применения специального оборудова-

ния для проведения исследования и регистрации полученных данных. Ис-

пользуются для оценки психофизиологических свойств, исследования вре-

мени реакции, типологических особенностей нервной системы, для изуче-

ния особенностей восприятия, памяти, мышления.

К достоинствам аппаратурных тестов следует отнести более высокую

точность и объективность результатов обследования, возможность автома-

тизации сбора первичных данных. К недостаткам – высокая стоимость не-

обходимого оборудования и сложность технического обеспечения психо-

диагностической лаборатории.

В большинстве случаев аппаратурные тесты проводятся индивиду-

ально.

Компьютерные тесты – автоматизированный вид тестирования в фор-

ме диалога испытуемого и компьютера. Тестовые задания предъявляются

на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит с клавиатуры; протокол

обследования сразу создается как набор данных на магнитном носителе.

Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить

математико-статистическую обработку полученных результатов по разным

направлениям. При желании можно получить информацию в виде графи-

ков, таблиц, диаграмм, профилей. С помощью компьютера можно полу-

чить анализ таких данных, которые без него получить практически невоз-

можно: время выполнения заданий теста, время получения правильных от-

ветов, количество отказов от решения и обращения за помощью, время, за-

трачиваемое испытуемым на обдумывание ответа при отказе от решения;

время ввода ответа /если он сложен/ и др. Эти особенности испытуемых

используют для углубленного психологического анализа в процессе тести-

рования.

Индивидуальные тесты – взаимодействие экспериментатора и ис-

пытуемого происходит один на один.

Преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (мимика, не-

произвольные реакции), слышать и фиксировать непредусмотренные инст-

рукцией высказывания, фиксировать функциональные состояния.

Применяются в работе с детьми младенческого и дошкольного воз-

раста, в клинической психологии – тестирование лиц с соматическими

или нервно-психическими нарушениями, людей с физическими недостат-

ками и т.д.

Требует, как правило, много времени и высокий уровень квалифика-

ции экспериментатора.

Групповые тесты позволяют обследовать одновременно группу испы-

туемых (до несколько сот человек). (Это не социально-психологическая

диагностика.)

Преимущества: – массовость; – быстрота сбора данных;

- инструкция и процедура проведения достаточно просты и от экс-

периментатора не требуется высокой квалификации;

- в большей степени соблюдается единообразие условий проведения

экспериментатора;

- обработка результатов обычно носит более объективный характер,

часто на ЭВМ.

Недостатки: – ограничение возможности наблюдения;

- меньше возможности добиться взаимопонимания с испытуемым,

заинтересовать его, заручиться сотрудничеством;

- не выявленные болезни, утомление, беспокойство, тревожность

могут влиять на выполнение задания.

Наши рекомендации