Методики, основанные на отборе релевантного содержания

Прототипом личностных опросников, относящихся к классу стандартизованных самоотчетов, послужил разработанный в годы Первой мировой войны «Бланк личных сведений» Вудвортса (см. ссылки в главе 2). Этот опросник, в сущности, представлял собой попытку стандартизовать психиатрическое интервью и приспособить эту процедуру для массового тестирования. В соответствии с поставленной задачей Вудвортс собрал сведения по общим невротическим и предневротическим симптомам, используя для этого литературу по психиатрии и консультации у психиатров. Первый вариант опросника как раз строился по принципу выявления подобных симптомов. Вопросы касались таких отклонений в поведении, как аномальные страхи или фобии, обсессии и компульсии, кошмары и другие расстройства сна, чрезмерная утомляемость и другие психосоматические симптомы, дереализация и двигательные расстройства, такие как тики и тремор. При окончательном отборе вопросов Вудвортс применил определенные виды статистической проверки, которые будут рассмотрены в следующем разделе. Тем не менее очевидно, что при построении и использовании этого опросника основной упор делался на релевантность содержания его вопросов. На это указывают как источники, откуда брались вопросы, так и общепризнанность некоторых типов поведения как неадаптивного. О значении наследия Вудвортса для конструирования современных личностных опросников говорит хотя бы тот факт, что При создании банка новых вопросов инструкции для разработчиков до сих пор основываются, в основном, на контент-анализе области оцениваемого поведения.

Современным примером содержательного подхода к разработке стандартизованных самоотчетов является Контрольный перечень симптомов-90, пересмотренная версия (Symptom Checklist-90-Revised [SCL-90-R] - Derogatis, 1994). SCL-90-R предназначен для скрининга психологических проблем и психопатологических симптомов.

Часть 4. Тестирование личности

Он состоит из кратких описаний 90 симптомов (например, Плохой аппетит; Слабость или головокружение). Респондентов просят указать, используя 5-балльную шкалу сколь сильно они страдали от каждой из проблем в течение последних семи дней. SCL-90-R имеет отдельные нормы для взрослых мужчин и женщин, для подростков, не обращавшихся за психиатрической (или психологической) помощью, а также для психически больных лиц (как госпитализированных, так и живущих в домашних условиях). Однако некоторым из этих норм не достает репрезентативности; например нормативная группа госпитализированных психически больных состояла преимущественно из лиц с низким социоэкономическим статусом, а подростковая группа была составлена почти целиком из представителей белого населения, относящегося в основном к среднему классу.

Пункты (или как еще говорят, вопросы, хотя это и не совсем корректно) SCL-90-R имеют сходство с пунктами более ранних инструментов такого типа не только в том что они отбирались на основе принципов релевантности содержания и клинической полезности, но и в том, что некоторые из них восходят через промежуточные шкалы вроде Контрольного перечня симптомов Хопкинса (Hopkins Symptom Checklist) и Медицинский индекс Корнелла (Cornell Medical Index) к классическому Бланку личных сведений Вудвортса (Derogatis, & Lazarus, 1994). Эти пункты организованы в девять измерений (dimensions) психопатологии: Соматизация (Somatization), Депрессия, Тревожность, Враждебность, Психотизм, Межличностная чувствительность (Interpersonal Sensitivity), Фобическая тревога, Параноидная идеация (Paranoid Ideation), Обсес-сивно-компульсивные симптомы. Факторно-аналитические исследования этих шкал говорят о том, что они коррелируют друг с другом и поэтому не очень-то полезны в дифференциальной диагностике. Тем не менее общие индексы SCL-90-R оказались надежными индикаторами наличия и тяжести психопатологии (Payne, 1985). Этот Контрольный перечень и родственные ему инструменты, такие как Краткий инвентарь симптомов (Brief Symptom Inventory), целесообразно использовать как составную часть батареи при оценке изменений в ходе терапии и в исследованиях результатов различных курсов лечения.

Главное преимущество содержательного подхода к разработке личностных опросников заключено в его простоте и непосредственности. Хотя эти качества делают возможным получение относительно кратких и экономичных методик, их прозрачность предоставляет обследуемым больше возможностей для сознательной фальсификации результатов, чем другие методы. Основанные на релевантном содержании измерительные инструменты обычно не содержат защитных мер, предназначенных для предотвращения или обнаружения тенденциозности в ответах (Bornstein, Rossner, Hill, & Stepanian, 1994), — проблема, которую мы будем обсуждать позднее в этой главе. Поэтому не рекомендуется принимать решения, опираясь исключительно на результаты, полученные с помощью таких инструментов.



Наши рекомендации