Описание игры. Дети берутся за руки ( они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 м (7 м) на стуле.
•Мы, веселые ребята, Любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Ну, попробуй нас догнать!
Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.
Спасайся от волка
Цель. Дифференциация звуков л, л\ р, р' в тексте.
Описание игры. На одном конце комнаты стулья, за которые прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):
Ходили ребятишки по бугорочку, Брали, брали ягодку земляничку.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная, Зеленая была.
Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал, Порою волк, сердитый волк Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу чистому Под полозом скрипит: Лошадка мохноногая Торопится, бежит.
Везет лошадка дровеньки, А в дровнях старичок; Срубил он нашу елочку Под самый корешок.
Теперь ты здесь, нарядная; На праздник к нам пришла И много, много радости Детишкам принесла.
4 Зак. 742
(Хоровод движется вправо, затем влево).
(Дети присаживаются на корточки, изображают, как спит елочка).
(Делают подскоки обеими ногами, подражая зайчику, затем бегут назад мелкими шагами, слегка нагнувшись, когда волк пробегает мимо елочки).
(Идут вправо, высоко поднимая ноги, друг за другом).
(Останавливаются, поворачиваются лицом к елке, раздвигают ноги, руки поднимают, опускают и поднимают 2—3 раза, изображая, как рубят елочку).
(Слегка приплясывают, стоя на месте. Движения произвольные).
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К, Г, X, И
Кто как кричит?
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях. Оборудование. Картинки: курица, петух, кукушка, лягушка.
Описание игры. Педагог говорит: «Помните, дети, как мы на даче с вами ходили на прогулку в лес? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица и кричитко-ко-ко... (Дети:ко-ко-ко...) Идем мы дальше, а курица кудахчет:куд-куда?.. (Дети:куд-куда?..) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух и кричит:кукареку!.. (Дети:кукареку!..) Пошли дальше по дороге мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнуха зерна клюют. Прогнали их дети. (Дети:кыш-кыш...) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует:куку... (Дети:куку...) Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают:ква-ква... (Дети:ква-ква.'..) Погуляли мы в лесу и вернулись домой.
Курочка, петушок и цыплята
Цель. Автоматизация звука к в звукоподражаниях и предложениях.
Описание игры. Один ребенок — петушок, другой — курочка, остальные дети — цыплята.
Курочка (педагог или ребенок) и цыплята клюют зернышки (стучат пальцами об пол). Появляется петушок, и цыплятки прячутся за занавеску. Петушок спрашивает: «Кукареку, кукареку, где маленькие цыплята?» Курочка отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». Петушок ходит, ищет цыпляток, находит и предлагает им побегать.
Цыплята разбегаются, петушок догоняет их. Затем роли .меняются.
Дождик
Цель. Автоматизация звука к в слогах и тексте.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали? Вспомним стихотворение».
Капля раз, капля два, Капли медленно сперва — Кап, кап, кап, кап.
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять —
Кап, кап, кап, кап. (Хлопки учащаются).
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик).
Журавль и лягушки
Цель. Автоматизация звука к.
Описание игры. На земле чертится большой прямоугольник. Это река. На берегах нарисованы кочки (кружочки, начерченные на расстоянии 45—55 см от берега, чтобы нетрудно было с кочки одним прыжком попасть в воду, т.е. в очерченный прямоугольник). Один ребенок — журавль, а остальные — лягушки. Журавль сидит в своем гнезде поблизости, а лягушки усаживаются на кочки и начинают свой концерт. v