См. стр. 15
Линия развития | 1 год 3 месяца |
Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба) | Перед ребенком выкладывается малый куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает. |
Общие движения (О) | Ходит длительно, меняет положения (приседает, накло-няется) | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения |
Игра (И) | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.) | 1. Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка – предлагается покормить куклу. 2. Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать). 3. Нанизывает на стержень 4-5 колец. Ребенок должен выполнить все три действия |
Речь активная (РА) | Пользуется лепетом и облег-ченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав») | Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами |
Речь понимаемая (РП) | Значительно увеличивается запас понимаемых слов | 1. По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки; 2. Находит предметы обуви, одежды; 3. Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать); 4. По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем руки и т.д.). Ребенок выполняет задания |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Во время кормления ребенок должен само-стоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого |
Линия развития | 1 год 6 месяцев |
Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образ-цу и слову подбирает предме-ты такой же формы (например, к кубику – кубик) | Взрослый раскладывает перед ребенком пред-меты разной формы (3 кирпичика, 3 куба, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желоб-ка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики поставить дом. Ребенок выполняет оба задания |
Общие движения (О) | Движения более скоордини-рованные, перешагивает через препятствия приставным ша-гом (например через палку, лежащую на полу) | Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки, лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать |
Игра (И) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни дейст-вия (причесывает куклу, умы-вает и т.д.) | Взрослый раскладывает перед ребенком пред-меты: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос». Ребенок причесывает куклу и вытирает нос |
Речь активная (РА) | В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы | Из мешочка или коробочки неожиданно пока-зываются предметы (кукла, зайчик, петушок, котенок) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла») |
Речь понимаемая (РП) | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине | Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака чер-ная, кошка черная, собака белая, кукла. Взрос-лый предлагает найти собачку одну или дру-гую. Затем поменять местами и спросит еще раз: «Где собачка?» |
Навыки (Н) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке) |
Линия развития | 1 год 9 месяцев |
Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, три куба). | Взрослый достает кубы один из другого, ста-вит их в разнобой, после чего предлагает ре-бенку собрать. Ребенок собирает кубы соот-ветственно величине (1-10 см, 2-7 см, 3-4 см). |
Общие движения (О) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см. | Ребенок должен пройти по доске, указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого). |
Игра (И) | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | Взрослый предлагает ребенку построить «во-рота», при этом может один раз показать (ставит два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально). |
Речь активная (РА) | Пользуется 2-х словными предложениями. | Взрослый наблюдает как ребенок во время иг-ры и различных режимных моментов сопрово-ждает свои действия 2-х словными предложе-нием. Например: «Кукла спать». |
Речь понимаемая (РП) | Отвечает на вопросы взрослого при рассматрива-нии сюжетных картинок. | Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например, мальчик поит лошадку, дети умываются и спрашивают: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом. |
Навыки (Н) | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрос-лого. | Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного. |
Линия развития | 2 года |
Показатели | Методика выявления |
Сенсорное развитие (С) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предметы того же цвета. | Перед ребенком раскладываются варежки (носочки) трех цветов в следующем порядке: красная, синяя, зеленая, синяя, красная, зеленая, синяя. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета. |
Общие движения (О) | Перешагивает препятствия, чередуя шаг. | На расстоянии 20 см на полу раскладываются 2-4 брусочка, через которые ребенок переша-гивает чередующим шагом. Взрослый может показать. |
Игра (И) | В игре воспроизводит ряд ло-гически связанных действий. Например: куклу купает и вы-тирает. | Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла-голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает. |
Речь активная (РА) | Пользуется 2 - 3-х словными предложениями при общении со взрослыми. | Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словными предложениями). |
Речь понимаемая (РП) | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье). | Взрослый рассказывает ребенку короткий рас-сказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким пред-ложением. |
Навыки (Н) | Умет частично одевать одеж-ду с небольшой помощью взрослого. | Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам одевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немного помочь. |
Наши рекомендации