Определяющие показатели, лежащие в основе психологического развития детей от 1 года до 6 лет
Составлено Печорой К.Л.
№ | 2-й ГОД | 3-й ГОД | 4 - 5-й ГОД | 6-й ГОД | |
1. | Ходьба – приобретение вертикаль-ной походки. Освобождаются руки, меняется облик, появляется воз-можность общения с окружающим миром. | Совершенствование мелкой и крупной моторики. | |||
2. | Восприятие из сенсорного переходит в предметное через слово взрослого. | Развитие восприятия в контексте продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование). Ориентировка во времени, пространс-тве. | |||
Ориентировка в форме, величине, цвете. | Уточнение восприятия в результате действий. | ||||
3. | Действия с предметами – ведущий вид деятельности на основе подра-жания, отображения. | Игра носит сюжетный характер. Начало ролевой игры. | Ролевая игра. | Творческие игры. | |
4. | Мышление носит наглядно-действенный характер. «Мышление руками». Решение мыслительных задач в практической деятельности. | Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление (понятия, суждения, умозаключения). | |||
5. | Синзитивный период в развитии речи. | Речь – средство общения с окружающими. | Произносит все звуки. | ||
Средство познания окружающего. Увеличение запаса слов. Формирование связной речи. | |||||
Умение пересказывать, составлять рассказ по картинке. | |||||
6. | Внимание, память носит непроизвольный характер | Внимание, память начинает носить произвольный характер. | |||
Увеличивается распространенность внимания. Увеличивается объем, прочность, длительность запоминания. | |||||
7. | Складывается характер взаимо-отношений с окружающими. Начало формирования отдельных черт личности. | Кризис 3-х лет в результате противо-речия между стремлением ребенка к самостоятельности и старым способам отношений взрослого к ребенку. | Оценка личности окружающих, их поступков. | ||
Самооценка. | |||||
8. | Социально-психологическая перестройка готовности к школе. | ||||
Приложение № 2
ДИАГНОСТИКА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ОТ 1 ГОДА 3 МЕС. ДО 3-х ЛЕТ
Составлено Печорой К.Л.
Д И А Г Н О С Т И К А
Возраст | Форма | Величина | Цвет | |||||||||||||||||||||||||||
1 год 3 мес. | Ориентируется в 2-х контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
| |||||||||||||||||||||||||||||
1 год 6 мес. | Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма (в 3 см.) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 год 9 мес. | Ориентируется в 3-х контрастных величинах с разницей в 3 см.
| |||||||||||||||||||||||||||||
2 года | Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных пар-ных предметов – варежки) к с з к с з | |||||||||||||||||||||||||||||
2 года 6 мес. | Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпич, призма, цилиндр, конус (подбор к образцу) | Ориентируется в 4 контра-стных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов) | ||||||||||||||||||||||||||||
3 года | Использование геометри-ческих фигур в своей де-ятельности (путем нало-жения, подбор к образцу) | Называет четыре цвета |
Приложение № 3
ДИАГНОСТИКА ИГРЫ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ