Игра и действие с предметами.
Воспроизводит в игре ряд последовательных действий начало сюжетной игры;
Материал – кукла-голыш размером 30 см. губка полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.
1. Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Можно также использовать игру ребёнка, если он купает куклу. Перед ребёнком раскладывают игрушки и говорят: «Кукла грязная».
Поведение ребенка – воспроизводит с куклой ряд последовательных действий: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы использует по назначению.
2. Методика тестирования – наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действий: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу – опускает пипетку в баночку, а потом прикладывает к носу куклы.
Поведение ребенка – если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2-3), используя предметы по назначению, а также предметы заместители, можно считать задание выполненным.
Движения.
1. Перешагивает чередующимся шагом через 3 положенные параллельно на полу палки.
Материал – 3 палки длиной 40 см. укладывают на полу на расстоянии 18-20 см. между ними. Вместо палок на полу можно нарисовать 3 линии.
Методика тестирования – лежащие на полу (или нарисованные) палки чем-либо ограничивают сбоку, чтобы ребенок не ушел в сторону. Ребенку предлагают перешагнуть через палки (без поддержки). В дошкольном учреждении можно проверить умение на занятии гимнастикой.
Поведение ребенка – перешагивает через палки чередующимся шагом.
2. Перешагивает через палку ил веревку, приподнятую от пола на 10 см. (без поддержки).
Материал – палка длиной 70 см. – 1 м. или веревка.
Методика тестирования – на стене или ножке стула или ножке стола сделать отметки необходимой высоты (10 см.) для палки, можно на этой высоте закреплять палку или веревку или держать палку в руке. Ребенку предлагают перешагнуть через палку.
Поведение ребенка – перешагивает через палку без поддержки.
Навыки.
Частично надевает одежду (ботинки, шапку).
Методика тестирования – ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботинки, шапку.
Поведение ребенка – самостоятельно, без помощи взрослого, может надеть вышеуказанные предметы.
Показатели нервоно-психического развития детей третьего года жизни
Часть I
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | ||
Грамматика | Вопросы | Воспроизведение | ||
Формы | Цвета | |||
2 года 6 месяцев | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | Появляются вопросы «где?», «куда?» | Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов |
3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения. | Появляются вопросы «почему?», «когда?» | В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначении | Называет 4 основные цвета |
(З.Р.) | (С.Р.) | (Э.М.) | (Д.Р.) | (Дв.) | (П.Р.) | (А.Р.) | (Н.) | |
11 мес. | *1.Радуется при-ходу детей. *2.Избирательное отношение к детям. | Овладевает новыми дейст-виями с предме-тами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень. | 1.Стоит самостоятельно. 2.Делает первые самостоятель-ные шаги. | *1. По словесной инструкции выполняет разу-ченные действия не подсказанные предметами (во-дит куклу, кормит собачку и пр.) 2. появляются первые обобще-ния в понимае-мой речи (по сло-весной просьбе взрослого нахо-дит, дает любую куклу, которую видит среди иг-рушек, любой мяч, все машины, часы и пр.) | Произносит пер-вые слова-обозна-чения, например: «дай», «мама», «би-би» | Закрепляются приобретенные в 9 мес. умения и навыки |
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
НЕРВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст 2 года 6 месяцев
Активная речь.
1. Говорит многословными предложениями (белее 3 слов).
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему.
Поведение ребенка – в своей речи употребляет многословные предложения (более 3 слов).
2. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?».
Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка в течение 20-30 мин.
Поведение ребенка – хотя бы раз задает вопрос: «Где?» или «Куда?».
Сенсорное развитие.
1. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Материал – два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Один комплект дается ребенку, другой - у взрослого. Взрослый показывает ребёнку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
Поведение ребенка – правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
2. Подбирает по образцу различные предметы 4-х основных цветов.
Материал – цветное лото, в котором имеются карты с основными 4 цветами, изображение разнообразных предметов 4-х цветов (необходимо использовать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Взрослый раздает ребенку карты с 4-мя основными цветами, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередует) и спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
Поведение ребенка – правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
Игра.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок воспроизводит из окружающей жизни взаимосвязь и последовательность действий (2-3), детализирует, использует воображаемые предметы.
Материал – пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Методика тестирования – ситуация, специально подготовленная. Подобранные игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
Поведение ребенка – дает развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий, их детализация, использует воображаемые предметы.