Экономическая безопасность и приватизация.
Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки.
3 июля 1991 г. был принят закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в котором говорилось о возможности продажи предприятий на аукционах по цене с учётом будущей доходности. Но на самом деле Госкомимущество с января 1992 г. оценивало предприятия без учёта инфляции и цены предприятий оказались многократно заниженными.
Условно приватизацию можно разделить на несколько этапов.
1 этап (1992-1994). Массовая (ваучерная) приватизация. В январе 1992 г. началась ваучерная приватизация. Основная задача: создание среднего класса посредством безвозмездной передачи государственной собственности. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 г. президент Российской Федерации подписал Указ "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".
Каждый гражданин получал ваучер номинальной стоимостью 10 тыс. руб., а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций - чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 гг. было приватизировано 46,8 тысяч государственных предприятий, в 1993 г. количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 г.- до 112,6 тысяч.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). К концу 1994 г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. В ходе данного этапа нужно было приватизировать мелкие и средние предприятия. Бесплатно отдавалась интеллектуальная собственность.
2 этап (1994-1999). Денежная приватизация. Его главная задача не скорость, а выручка от продажи госимущества, пополнение бюджета. Создание Счетной палаты РФ – 1995 год. Обнаружено множество нарушений, произошло расслоение общества.
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 г. президент подписал указ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности". В декабре того же года состоялись аукционные торги, где победившие банки получали в управление акции крупных предприятий и давали кредит правительству, которое должно было вернуть кредит за счёт продажи заложенных акций. В противном случае акции переходили банкам. Таким образом, государство получало средства для выплаты заработной платы работникам.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 г. общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
18 августа 1998 г. в результате дефолтакурс рубля снизился в три раза по причине разрушения пирамиды ГКО (гос. краткосрочные облигации) и ОФЗ. ОФЗ – Облигации Федерального Займа – облигации, доходом от которых является фиксированная или переменная купонная ставка. Дефолт произошел в следствие увеличения государственного долга (государство брало кредиту у иностранных банков).
3 этап (1999 -2003). Совершенствование правовых актов распоряжения гос собственностью.Основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества". Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
4 этап (2010 - …) Приватизация объектов стратегического назначения. Сейчас приватизировать важные стратегические объекты нельзя. 27 ноября 2010 г. Правительство России утвердило "Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг."
26 апреля 2017 года начали продаваться облигации федерального займа для физических лиц до октября 2017 года. Стоимость – 1000 рублей, купить можно не менее, чем на 30000 руб. В течение 3 лет нельзя продавать.
Приватизация осуществлялась несколькими способами: • продавались акции акционерных обществ; • продавались предприятия по коммерческому конкурсу; • продавались пакеты акций акционерных обществ инвесторам; • продавалось имущество предприятий на аукционах; • выкупалось ранее арендованное имущество; • продавались государственные доли предприятий.
Положительным моментом в переходе государственной собственности в частную собственность было то, что результаты деятельности собственников стали влиять на успех их деятельности и финансовое положение. Отрицательный момент – в том, что не все собственники смогли вовремя среагировать на изменения конъюнктуры рынка и разорились.