Технологическая безопасность.
Технологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий производственной активности человека, а также защищенность научно-технической и технологической информации от несанкционированного использования и воздействия. Объектами Т. б. являются: научно-техническая деятельность и образование; информация; природоохранные технологии; промышленное производство; сельское хозяйство; энергетика; транспортная инфраструктура, включая средства доставки энергоресурсов; производство и утилизация радиоактивных, химических, биологических и взрывоопасных продуктов; военно-техническое сотрудничество; система управления. В Концепции национальной безопасности РФ подчеркивается, что: ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегическиважных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России. Обеспечивается Т. б. выполнением научно обоснованных требований к разрабатываемым и используемым технологиям; тесно связана с экологической, химической и радиационной безопасностью. Может рассматриваться как компонент промышленной безопасности. Обеспечение технологической безопасности предполагает технологическую независимость страны в условиях международного разделения труда; единство государственной научно-технической, образовательной и промышленной политики; определение и реализацию приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня; структурную перестройку промышленности; модернизацию национальной технологической базы; управление технологическим развитием и его информационное обеспечение; сертификацию технологий; прогноз и предотвращение техногенных и экологических катастроф; создание и использование прогрессивных технологий в сфере материального производства; патентную охрану и правовую защиту научно-технических достижений; предотвращение интервенции зарубежных технологий, оборудования, полуфабрикатов и сырья, сдерживающих развитие отечественной технологической базы.
Важнейшим содержанием ТБ является:
· обеспечение научно-технической и технологической независимости государства от внешних угроз;
· недопущение или ограничение проникновения на территорию государства морально устаревших технологий, наносящих вред экономике, экологии, и здоровью человека.
Рассматривая сферу научно-технических отношений можно отметить наличие следующих угроз.
Внутренние угрозы:
• утрата приоритетов научно-технической политики;
• разрушение научно-технического потенциала России, особенно в области фундаментальных наук и военно-научных исследований;
• снижение эффективности использования научно-технических достижений в интересах развития экономического, политического, социального и оборонного потенциала России;
• возрастание научно-технического отставания России и утрата ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;
• утечка передовых достижений науки и техники, а также научных кадров за рубеж.
Внешние угрозы:
• разрушение научных связей России с другими странами СНГ, а также совместных научных школ и научно-технических комплексов;
• стимулирование оттока научно-технических кадров из приоритетных областей науки и техники;
• расширение масштабов научно-технической разведки иностранных государств и организаций.
В России в 2015 г. объем внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) достиг 914.7 млрд руб., что составляет 40.5 млрд долл. США (в расчете по паритету покупательной способности). По величине данного показателя Россия занимает 9-е место в мире, уступая США, Китаю, Японии, Германии, Республике Корея, Франции, Индии и Великобритании.
По показателю удельного веса затрат на науку в ВВП Россия существенно отстает от ведущих стран мира, занимая 34-е место (1,13%). В пятерку лидеров входят Республика Корея (4.29%), Израиль (4.11%), Япония (3.59%), Финляндия (3.17%) и Швеция (3.16%).
Структура затрат на исследования и разработки России по источникам финансирования и социально-экономическим целям в некотором смысле «уникальна». Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. При этом зависимость науки от бюджета в последние годы даже усиливается.
Как видно из вышеприведенных данных, обеспечение научно-технологической безопасности - сложная общественно-социальная, правовая, экономическая, научная проблема, решаемая в условиях жестких финансовых, материально-ресурсных, временных и иных ограничений, характерных для сложившейся в России социально-экономической обстановки. Лишь комплексное решение вышеназванных задач и целей одновременно в нескольких плоскостях сможет оказать свое регулирующее воздействие на обеспечение технологической безопасности страны.