Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета
Существует прямая связь между ростом предприятия и внешним финансированием. Эта взаимосвязь выражается с помощью специальных показателей:
· коэффициента внутреннего роста,
· коэффициента устойчивого роста.
Коэффициент внутреннего роста – это максимальный темп роста, который предприятие может достигнуть без внешнего финансирования. Другими словами, предприятие может обеспечить подобный рост, используя только внутренние источники финансирования.
Формула для определения коэффициента внутреннего роста имеет следующий вид:
, (5.28)
где ROA - чистая рентабельность активов (Чистая прибыль / Активы),
kr - коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли
Коэффициент устойчивого роста показывает максимальный темп роста, который предприятие может поддерживать без увеличения финансового рычага. Его значение может быть вычислено по формуле:
, (5.29)
где ROE – чистая рентабельность собственного капитала.
Или (5.30)
где ROS – чистая рентабельность продаж (Чистая прибыль/Выручка), kdiv – коэффициент выплаты дивидендов, D/E – финансовый рычаг (Заемный капитал/Собственный капитал), A/S – капиталоемкость (Актив/Выручка).
Определяющие факторы роста
В соответствии с формулой корпорации Дюпон рентабельность собственного капитала ROE может быть разложена на различные компоненты:
, (5.31)
Эта формула устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: чистой рентабельностью продаж (ROS), оборачиваемостью активов (TAT) и мультипликатором собственного капитала (equity multiplier, ЕМ).
Тогда из модели Хиггинса (формулы 3.4 или 3.5) следует, что все, что увеличивает ROE, будет оказывать аналогичное влияние на значение коэффициента устойчивого роста. Нетрудно заметить, что увеличение коэффициента реинвестирования будет давать такой же эффект.
Отсюда следует вывод, что способность предприятия к устойчивому росту зависит напрямую от четырех факторов:
1. Чистой рентабельности продаж (показывает производственную эффективность);
2. Дивидендной политики (измеряется коэффициентом реинвестирования).
3. Финансовой политики (измеряется финансовым рычагом).
4. Оборачиваемости активов (показывает эффективность использования активов)
При этом если предприятие не желает выпускать новых акций и ее чистая рентабельность продаж, политика выплаты дивидендов, финансовая политика и оборачиваемость активов неизменны, то существует только один возможный коэффициент роста.
Коэффициент устойчивого роста используется для:
- расчета возможностей достижения согласованности различных целей предприятия;
- определения осуществимости запланированного темпа роста.
Если объемы продаж растут большими темпами, чем рекомендует коэффициент устойчивого роста, то предприятие должно увеличить следующие показатели: чистую рентабельность продаж, оборачиваемость активов, финансовый рычаг, коэффициент реинвестирования; либо выпустить новые акции.