Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета.

5.1. Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

1. Проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость;

2. Обеспечивает взаимодействие различных подразделений предприятия;

3. Анализирует различные сценарии развития предприятия и соответственно – объемы инвестиций и способы их финансирования;

4. Определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий;

5. Осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия.

Выделяют четыре этапа процесса финансового планирования:

1. Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятия.

2. Прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями.

3. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана).

4. Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа; коэффициентный; нормативный; балансовый; дисконтированных денежных потоков; многовариантности (сценариев); экономико-математическое моделирование.

Финансовые планы классифицируются по срокам действия:

- стратегическое планирование.

- перспективное финансовое планирование.

- бизнес-планирование.

- текущее финансовое планирование (бюджетирование).

- оперативное финансовое планирование.

Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. В нашей стране в условиях нестабильности экономики стратегические планы, как правило, разрабатываются на период три года.

В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение.

Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (проформы, Pro forma): прогнозный баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств. Прогнозная отчетность является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия.

Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса.

Бизнес-план можно трактовать как:

- инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса);

- отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия;

- инструмент оперативного управления бизнесом.

Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования- временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды.

Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются прогноз баланса, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств.

Оперативное финансовое планирование заключается:

- в разработке и доведения до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности,

- в умении эффективного управления оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.

Инфраструктурапроцесса финансового планирования предприятия (см. рисунок 3.1) включает четыре обязательных условий (компонента).

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование всегда предшествует планированию и бюджетированию и имеет своей целью снижение риска при принятии решений. В отличие от планирования финансовое прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы.

Методы прогнозирования классифицируются по нескольким признакам.

1. По признаку информационное основание метода все методы прогнозирования делятся на 3 класса:

- фактографические методы;

- экспертные;

- комбинированные.

Фактографические методы основаны на фактически имеющемся статистическом материале (количественном) об объекте прогнозирования и его прошлом развитии.

Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты эксперты, которая затем систематизируется и обобщается.

Комбинированные методы – это методы со смешанной информационной основой.

2. Выделенные классы делят на подклассы по способу обработки информации.

Фактографические методы подразделяют на:

- статистические методы;

- методы аналогий;

- опережающие методы.

Статистические методы объединяют большую совокупность методов обработки количественной информации на основе выявления содержащихся в ней математических закономерностей и взаимосвязей.

Методы аналогий – методы позволяющие выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов.

Опережающие методы – базируются на специальных методах обработки научно – технической информации.

Экспертные методы делятся на 2 подкласса:

- прямые экспертные методы;

- экспертные методы с обратной связью, которые основаны на воздействии информации полученной от экспертов на мнение экспертов группы (например, мозговая атака).

3. Подклассы делят на виды в соответствии с аппаратом метода.

Основные виды статистических методов:

- методы экстраполяции и интерполяции;

- методы, использующие корреляционно-регрессионный анализ;

- методы, использующие факторный анализ.

Методы аналогий представлены:

- математическими аналогиями;

- историческими аналогиями.

Для метода математических аналогий не важна физика процесса. Главное чтобы математическое описание объекта было схожим.

Методы исторических аналогий основаны на схожести описаний физики протекания процессов.

Опережающие методы делят на два вида:

- исследование динамики научно-технической информации;

- методы исследования и оценки уровня техники.

В первом случае методы позволяют строить динамические, количественно – качественные ряды на базе исследования различных источников научно – технической информации.

Второй вид использует специальный аппарат анализа качественной и количественной информации для определения характеристик уровня проектируемой техники.

Прямые экспертные методы делят на:

– экспертный опрос;

- экспертный анализ.

В первом случае используются специальные методы формирования вопросов и организации получения на них ответов. Во втором случае используются методы анализа экспертом объекта прогнозирования. Организатор прогноза задает цель прогноза, а эксперты сами разрабатывают вопросы и дают ответы на них.

Экспертные оценки с обратной связью делятся на:

- экспертный опрос,

- генерацию идей,

- игровое моделирование.

                   
   
Процесс финансового планирования
 
  Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru
 
  Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru
 
 
    Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru
 
    Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru
 

Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru

Политическая информация

Рис. 5.1. Инфраструктура процесса финансового планирования предприятия

Процесс прогнозирования включает в себя шесть основных этапов, показанных на рис. 3.2.

                   
  Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru   Темпы роста организации: факторы, их определяющие, методика расчета. - student2.ru
  Постанов-ка целей
Выбор горизонта прогнози-рования
Выбор метода прогнози-рования
Сбор релеван-тных данных, осуществле-ние прогноза
Определение необходимых допущений и их анализ
Оценка результа-тов

Рис. 5.2. Стадии прогнозирования

Наши рекомендации