Классификация видов анализа хозяйственной деятельности по различным признакам
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируют по разным признакам.
1 По периодичности проведения анализ подразделяют на:
- периодический;
- разовый.
Периодический анализ проводится постоянно за соответст-вующие отрезки времени.
Разовый анализ проводится по запросу, в связи с разными обстоятельствами единовременного характера.
2 По пространственному признаку выделяют:
- внутрихозяйственный анализ, который направлен на изучение деятельности только предприятия и его структурных подразделений;
- межхозяйственный анализ, при котором сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
3 По методике изучения объектов анализ может быть:
- сравнительным, при котором обычно ограничиваются сравнением отчётных данных с показателями плана или предыдущего периода;
- факторным, который направлен на определение количественного влияния факторов на изучаемый показатель;
- диагностическим (экспресс-анализ), который представляет собой способ определения нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных для данного нарушения. Например, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершённого производства.
- маржинальным, которому присущ метод оценки и обоснования управленческих решений на основе причинно-следственной взаимосвязи между объёмом продаж, себестоимостью и прибылью, а также на основе деления затрат на постоянные и переменные;
- экономико-математическим, который применяется для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления и оценки резервов повышения эффективности производства, изучения стохастических связей и прогнозирования значений показателей;
- функционально-стоимостным, представляющим метод выявления резервов снижения затрат на единицу полезного эффекта изделия на всех этапах его жизненного цикла.
Здесь же выделяют SWOT-анализ и ABC-анализ. Назначение SWOT-анализа – установить потенциальные внутренние сильные и слабые стороны предприятия, внешние возможности и угрозы для бизнеса. Экспертная оценка этих индикаторов с учетом весомости каждого из них способствует выработке более обоснованной стратегии развития бизнеса.
ABC-анализ основан на классификации управленческих задач в соответствии с их приоритетами. Наибольшее распространение он получил в управлении запасами, так как позволяет сконцентрировать внимание на движении наиболее приоритетных групп товарно-материальных ценностей.
4 По субъектам (пользователям) анализа различают:
- внутренний анализ;
- внешний анализ.
Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии с целью оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления его производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.
Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчётности вышестоящими органами управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.
5По охвату изучаемых объектов анализ делится на:
- сплошной, при котором выводы делают после изучения всех объектов;
- выборочный, при котором достаточно изучения части объектов.
6 По содержанию программы анализ может быть:
- комплексным;
- тематическим.
При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – изучаются направления деятельности, представляющие в определённый момент наибольший интерес.
7По признаку времени анализ подразделяется на:
- оперативный;
- текущий;
- перспективный.
Такое деление отвечает также содержанию процесса управления в соответствии с его основными циклами и функциями:
- подготовительному этапу (функции: планирование и прогнозирование) соответствует перспективный анализ;
- этапу оперативного управления (функции: организация, регулирование и стимулирование) соответствует оперативный анализ;
- заключительному этапу (функции: учёт, контроль) соответствует текущий анализ.
8 По аспектам исследования выделяют финансовый, технико-экономический, маркетинговый, инвестиционный, социально-экономический, логистический и другие виды анализа. В настоящее время все большее применение находит логистический анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, а также осуществляется координация таких функциональных сфер предприятия, как снабжение, производство и сбыт на принципах «точно вовремя».
На практике на каждом уровне управления ежедневно принимается множество решений, для обоснования которых используются различные виды экономического анализа.